Сайт, посвященный евангельским группам в Православии

Выпуск первый. Творение мира. С началом Рождественского поста!

Татьяна Зайцева | Воскресенье, Сентябрь 23, 2018

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Поздравляем вас с началом Рождественского поста!

Вот и первое письмо из Рождественской рассылки. Столько разных переживаний и искушений предшествовало его отправлению. Но наконец, оно готово. Честно говоря, я немного завидую вам, потому что такую рассылку я бы сама хотела получать, а не готовить. Надеюсь, она была полезна для вас.

Сегодня мы будем размышлять над первыми словами книги Бытия,
которые читаются во время Навечерия Рождества 6 января.

Книга Бытия, глава 1

1 В начале сотворил Бог  небо и землю.
141128_im4.jpg 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.

 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.
(Быт. 1:1-13)

Примечания

В начале сотворил Бог. В оригинальном еврейском тексте стоит множественное число —  слово «элохим»,  которое переводится как «боги». Уже в первых словах Священного Писания неявно содержится Откровение о том, что Бог Един в трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа, и все три Лица Святой Троицы участвовали в творении мира.

Небо и земля означает здесь в первую очередь « всё на свете». А во вторую очередь мир, нами видимый – материальный, и не видимый – духовный.

И назвал Бог твердь небом. Мы не знаем, что именно здесь имеется в виду под твердью.  Можно предположить, что пророку была открыта Богом картина творения мира и он смог записать то, что смог понять в рамках мировоззрения своего времени. Аллегорически эту твердь можно понять как создание твердых и неполебимых законов природы.

??? Для размышления:

  • Как вы думаете, в чем главная мысль этого библейского отрывка?

Вы можете поделиться своими размышлениями в комментариях

Откуда все появилось?

Библия начинается с ответа на вопрос «откуда появился этот мир и все на свете?» Она дает на него четкий и недвусмысленный ответ – этот мир существует только потому, что его сотворил Бог. Собственно, все вокруг нас существует только потому, что кто-то это придумал и сделал. Мы звоним по мобильному телефону, пользуемся интернетом, смотрим по телевизору новости, едем на электричке только потому, что когда-то у кого-то родилась идея создать эти вещи. Но эти идеи рождаются у людей потому, что когда-то давно Бог придумал и сотворил Вселенную, придумал и сотворил органическую жизнь и придумал и сотворил человеческий мозг и человеческую душу.

Как Бог творит?

Мы не можем точно сказать, как Он это сделал и соотнести с научными открытиями в этой области. Во-первых, потом что дела Божии непостижимы, и Откровение Божие человечеству об этом было записано тогда, когда не было современной науки, на том уровне, на котором это мог понять человек древнего мира. И во-вторых, потому что научная картина мира часто меняется – сейчас она совсем не такая, какой была еще  50 лет назад, и мы не знаем, как она изменится завтра. Одно мы знаем  и в одно верим – если современная нам научная картина верна и Вселенная началась с большого Взрыва – за этим стоит Бог. За возникновением жизни на Земле тоже стоит Его замысел и Его воля, и появление человека напрямую связано с тем, что Бог этого захотел.

Творец и Вседержитель

Мы верим в то, что Бог – Творец всего мира и заявляем об этом, когда произносим первые слова Символа Веры: «Верую во Единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Вседержитель – Тот, Кто держит все в своих руках, поддерживает существование нашего мира и допускает или не допускает те или иные события.

«Божие промыслительное вседержительство выражается в том, что Господь все сущее хранит, всему содействует и всем управляет, или все направляет к предназначенному концу. Законы, по которым все совершается, сокрыты в воле Божией; они непостижимы для нас и не могут быть постигнуты, если бы даже и открыты были, по необъятности всего существующего и по необъятному протяжению движения в бывающем. Поэтому не трудись и исследовать: не твое дело. Твое дело — одно: со девать спасение души. Все же прочее в руках Божиих — верных и крепких. Что все Бог содержит, твердо веруй этому, и ты будешь воздавать таким образом Божеское поклонение всемогущему, премудрому и всеблагому вседержительству Бога.
Тварь, не имеющая в себе бытия, а к бытию воззванная из ничего, и продолжать бытие сама собою не может, а висит над бездною ничтожества, в каждое мгновение готового поглотить ее. Держит ее над этою бездною всемогущая воля Триипостасного Бога, вызвавшая ее к бытию. Восхотел Бог — и явились твари; и продолжают быть твари потому, что Бог хочет, чтоб они продолжали существовать. Продолжение бытия тварей есть непрерывное их творение. Воля Божия о продолжении бытия тварей есть основа их жизни: на ней утверждается все».

(Святитель Феофан Затворник, Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа )

Христос — наш Творец

Почему же мы вспоминаем о творении мира в связи с Рождеством Христовым? Потому что согласно Священному Писанию, Слово Божие, с помощью которого Бог творит мир – это тоже Бог. Бог Отец творил это через Своего Сына, Которого мы знаем под именем Иисуса Христа. Послушаем Евангелиста Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь и жизнь была свет человеков (Иоан.1:1-4)»

«Вся Тем быша». Этим то же сказано, что и у апостола Павла: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано(Кол.1:16). Или в другом месте: «Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих» (Евр. 1, 10). Или еще: «один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (ср.: 1 Кор. 8, 6).Творить, давать бытие может только Тот, Кто Сам, по естеству, есть Сый, — Бог безначальный и бесконечный. Но чтоб опять не подать повода отделять Его от Отца и Духа Святого, святой Иоанн, углубляя мысль о Божестве Слова, прибавляет: «и без Него ничтоже бысть, еже бысть». Ни одна тварь не получила бытия без Него, помимо Его, без участия Его (Святой Иларий в трактате о Троице). Сын Божий есть Творец не особо от других ипостасей Божества, но единодейственно с Ними. Бог Слово все сотворил в общении единого Божеского творческого естества со Отцом и Святым Духом. Действия Божества вовне суть действия трех ипостасей неразделимые.
Вседержитель Отец, Вседержитель Сын, Вседержитель Дух Святой: но не три Вседержителя, а один Вседержитель. Святой Иоанн пишет здесь о Боге Слове и говорит о Нем в стихе сем, как о Промыслителе, не исключая, однако ж, Бога Отца и Бога Духа Святого, как пред сим говорил о Творчестве Его, не исключая Творчества Отца и Духа. Слова, там сказанные: «без Него ничтоже бысть», — можно подразумевать и здесь так: без Него ничто не имеет жизни, то есть без участия Его ничто не имеет жизни, движения и бытия. Все в Нем состоится или Им носится, но не исключительно, а в общении единого Божеского вседержительства и промышления с Отцом и Святым Духом».
(Святитель Феофан Затворник, Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа)

Так высоко и удивительно все, что можно сказать о Христе. И еще удивительней, что именно Он, участвовавший в творении Вселенной и всей природы, которую мы видим вокруг, воплотился в Младенце, родившимся в хлеву. Вот как говорится об этом в песнопениях праздника Рождества Христова:

 

Стихиры шестого часа

Слыши , Небо, и внуши, земле, / да подвижатся основания, / да приимут трепет преисподняя: / яко Бог же и Творец в плотское одеяся здание, / и Иже державною рукою создавый тварь, / утробы зрится здание. / О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! / Яко неиспытаны судьбы Его / и неизследовани путие Его. Слушай, небо, и внимай, земля, / да потрясутся её основания, / да охватит трепет преисподнюю: / ибо Бог и Творец вошел в образующуюся плоть, / и Создавший мощною рукою все творение / как произведение чрева созерцается. / О, глубина богатства, и премудрости, и ведения Божия! / Как непостижимы суды Его / и неисследимы пути Его!
Сей Бог наш, / не вменится ин к Нему, / родивыйся от Девы, и с человеки поживе; / во яслех убогих / Сын Единородный лежащь видится человек / и пеленами повивается, иже славы Господь. / И волхвом звезда возвещает в Его поклонение. / И мы поим: Троице Святая, спаси души наша. Это – Бог наш, / не сравнится с Ним никто иной, / рожденный от Девы и живший с людьми; / Сын Единородный видится лежащим / в бедных яслях подобно смертным, / и пеленами повивается Славы Господь; / и волхвов звезда направляет к поклонению Ему; / и мы поем: / «Троица Святая, спаси души наши».

Стихира на 9-ом часе

Днесь раждается от Девы / рукою всю содержай тварь, / пеленами, якоже земен, повивается, / Иже существом неприкосновенен Бог. / В яслех возлежит / утвердивый Небеса словом в началех, / от сосцев млеком питается, / Иже в пустыни манну одождивый людем, / волхвы призывает Жених церковный, / дары сих приемлет Сын Девы. / Покланяемся Рождеству Твоему, Христе; / покланяемся Рождеству Твоему, Христе; / покланяемся Рождеству Твоему, Христе: / покажи нам и Божественная Твоя Богоявления. В  сей день рождается от Девы / в руке держащий все творение; / рубищем, как смертный, пеленается / неосязаемый по естеству; / Бог в яслях возлегает, / утвердивший словом небеса в начале; / молоком от сосцов питается / в пустыне дождем проливший народу манну; / волхвов призывает Жених Церкви; / принимает их дары Сын Девы. / Поклоняемся Рождеству Твоему, Христе; / поклоняемся Рождеству Твоему, Христе; / поклоняемся Рождеству Твоему, Христе: / покажи нам и Божественное Твое Богоявление!

Стихиры на литии самогласные, глас 1. Прп. Иоанна Дамаскина 

Небо и земля днесь совокупишася, / рождшуся Христу. / Днесь Бог на землю прииде, / и человек на Небеса взыде. / Днесь видимь eсть плотию, / eстеством невидимый, человека ради. / Сего ради и мы, славословяще, возопиим Eму: / Слава в Вышних Богу, и на земли мир, / дарова бо пришествие Твое, / Спасе наш, слава Тебе. Небо и земля в сей день соединились / при рождении Христа. / В сей день Бог на землю пришел, / а человек на небеса взошел. / Сегодня ради человека / во плоти видим Невидимый по естеству. / Потому и мы, славословя, воскликнем Ему: / «Слава в вышних Богу, и на земле мир: / его нам даровало пришествие Твое; / Спаситель наш, слава Тебе!»

  

 

??? Для размышления:

  • Какие чувства вызывает у вас мысль о том, что Бог, сотворивший Вселенную, стал  Младенцем?

Вы можете поделиться своими размышлениями в комментариях

 Что еще почитать по теме

На те стихи, которые мы сегодня читали, написаны целые тома толкований. Кто хочет углубиться в тему, может их почитать.

В первую очередь это, конечно, классические «Беседы на Шестоднев» свт.Василия Великого. Он создал своим трудом целый жанр. Его замысел был донести до тогдашних интеллектуалов Божье Откровение о мире. Достиг он этого синтезом библейского повествования и популярной науки и философии тех лет (главным образом стоической, через Посидония). Поэтому при чтении этого великого творения надо различать данные Писания, античные представления и собственно богословие Василия. Различать, где Василий толкует Слово Божье, а где говорит для «педагогики».

Достоин также вашего внимания «Шестоднев» Иоанна Экзарха. Этожемчужина жанра, итог его почти тысячелетнего развития. За образец Иоанн взял прежде всего «Шестоднев» Василия Великого, но и Севериана Гавальского, различных сочинений Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Феодорита Кирского, а также Аристотеля, Парменида, Демокрита, Диогена, Фалеса, Платона и других античных философов. Творение Иоанна Экзарха — синтез богословия, философии и естествознания той эпохи. Главным содержанием «Шестоднева» остается благодарное изумление перед творением Божьим, восхищение его делами, любование красотой и премудростью мира.

Тем, кто хочет узнать о соотношении Откровения с наукой не только IV и X веков, но и XX века, рекомендуем лекции В.Н. Тростникова, иерея Антония Лакирева и прот.Николая Соколова.

 Что можно принести в дар Христу?

Я обещала, что в каждом выпуске будут идеи, что доброго можно сделать во время поста для других людей, а значит, и для Христа.

Идея первая. Начался пост. У многих в холодильнике осталось что-то непостное: 1-2 яйца, кусок колбасы, поллитра молока… доедать неудобно, хранить глупо, выкинуть жалко. Но зачем хранить и выкидывать, когда можно отдать тем, кому это нужно?

Кому это нужно? В первую очередь это нужно бездомным людям. На улице сейчас холодно и опасно, а домашняя еда может согреть не только тело, но и душу. Возможно, у вас в подъезде живет какая-нибудь бедная старушка или неблагополучная семья, где дети не едят досыта, потому что до них нет никому дела. Им это тоже пригодится.

Как поделиться? «Что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне«, — скажет нам Господь на Суде. Поэтому не стоит отдавать даже бездомным какие-нибудь огрызки или просроченные продукты — такое лучше просто выбрасывать. А из маленького количества нормальных продуктов лучше что-нибудь приготовить, чем было бы не стыдно угостить Самого Господа. Из колбасы можно сделать бутерброды. Из яиц и молока довольно быстро и просто делаются блины или какая-нибудь запеканка.  Дальше, если вы в Москве, вы можете отдать это тем, кто занимается бездомными регулярно, например, группе в добровольческом движении «Даниловцы». Группа ходит к бездомным по субботам.
Подробности можно узнать у координатора Даниила по тел.+7 916 908 02 74

Но вы можете и самостоятельно отдать свой дар нуждающимся. Если же вы живете настолько благополучно, что рядом с вами вообще никто не нуждается,  можно, в конце концов, просто угостить соседей и в ответ на удивленные взгляды загадочно сказать: «Начинаю готовиться к Рождеству Христову. С наступающим!»

Делитесь своими идеями, какое доброе дело можно сделать во время поста так же можно в комментариях

Делитесь своими размышлениями в комментариях и присылайте на адрес tanuwa77@predanie.ru свои идеи, что доброго можно сделать в пост.

Если материал вам понравился, рекомендуйте рассылку друзьям. И — хорошего вам поста!

Материал подготовлен Татьяной Зайцевой,
редактором раздела
Евангельских групп

 Вы можете ответить на вопросы и поделиться своими размышлениями в комментариях

Теги: