Сайт, посвященный евангельским группам в Православии

Выпуск двадцать третий. Бог направляет наш путь. Или не направляет?

Сорокин Владимир Владимирович | Пятница, Февраль 22, 2019

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова.

Главы 15-16

20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
21 Глупость – радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
26 Мерзость пред Господом – помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.
29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. Начало доброго пути – делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.
6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.

___

(Притч.15:20-33; 16:1-9)

 ??? Для размышления:

  • На какие места из отрывка вы обратили внимание? 
  • Каковы основные мысли этого отрывка?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

В предлагаемом нам сегодня Церковью отрывке продолжается тема динамики отношений Бога и человека. В самом сердце отрывка находится стих о страхе Божьем, научающем мудрости (33. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение). Повторим, что если мудрость рассматривать как навык праведной жизни, то без того священного трепета, которым сопровождается осознание Божьего присутствия в собственном сердце и в собственной жизни, ее просто не будет.

Близость Бога бывает разной

Осознание Божьего присутствия — начало пути. Важно ещё сохранить то, что открывается в момент, когда нас охватывает священный трепет. Сохранить Божье присутствие в своей жизни, сохранить себя и собственную жизнь в Его присутствии. Так, чтобы Бог слышал наши молитвы, как Он слышит молитвы праведников (29. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит). Казалось бы, Бог знает каждого. И присутствие Его пронизывает всё мироздание, всю сотворённую Им вселенную. От Него не скрыться. Как же может Он быть от кого-то далёк?

Близость бывает разной. Бывает физической, а бывает душевной и духовной. Мы тоже можем помнить о человеке по-разному. Он может быть где-то на периферии нашей жизни и в глубинах нашей памяти, так, что мы будем о нём иногда вспоминать, с трудом вызывая из этих глубин его лицо. И он может пребывать всегда в поле нашего внимания, так, что толика его всегда будет доставаться тому, кого мы помним. Первая разновидность памяти — пассивная, она не требует внимания, а значит, и активности нашей воли. Вторая — активная, тут без целенаправленного волевого акта не обойтись: ведь внимания без воли не бывает. Примерно так же и Бог может просто знать о нашем существовании (в этом смысле Он помнит каждого: Он ведь не человек, чтобы кого-то или что-то забыть), а может обратить на нас Своё активное внимание, войдя в наше сердце и в нашу жизнь. Собственно, как и человек – может просто знать о существовании Бога, а может всю свою жизнь посвятить Ему.

Когда мы осознаем свою отдаленность от Бога, это не повод отчаяться или констатировать, что мы от Бога далеки, а значит, будем чаще обращаться к святым, чем к Господу. Нет, это повод устремиться к Нему, как сделал это блудный сын. Как говорит апостол Иаков: «8. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. 9. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. 10. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас». (Послание Иакова 4:8-10)

Бог промышляет об этом мире и о нас

У Бога есть Свой план, Свой промысел относительно этого мира. И относительно каждого человека тоже. Главная часть Божьего плана — полнота жизни человека, которую Божье присутствие наполняет до краёв. Бог не хочет, чтобы человек что-то делал для Него в ущерб себе, ценой утраты полноты собственной жизни. Ведь, в конце концов, главное Его достояние — мы сами, а главная цель — приобщение нас к полноте жизни Его Царства.

Если мы предаем Ему свою жизнь, Он направляет наш путь

Для того, чтобы активное вхождение Бога в нашу жизнь стало возможным, мы сами должны быть готовы к общению с Ним и к совместной с Ним жизни. В первую очередь, должны быть отдать Ему все свои дела и всю свою жизнь с тем, чтобы Он довёл их до конца с нами и через нас (3. Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся).

Это и есть то, что называется смирением, которое предшествует славе (33. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение). Такое смирение куда проще и вместе с тем сложнее столь распространённого в религиозных кругах смиренничанья, которое зачастую путают с подлинным смирением. Смирение в том и заключается, чтобы позволить Богу управлять своей жизнью и направлять её, а также помнить о том, что ею управляет Бог (13. Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; 14. вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. 15. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — 16. вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло». (Послание Иакова 4:13-16)). Но только сам человек может позволить Богу управлять своей жизнью. Свой путь человек обдумывает собственным сердцем, а вот движение по пути («шествие») направляет уже Бог, а не сам человек (9. Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его).

??? Для размышления:

  • Позволяете ли вы Богу управлять своей жизнью?
  • Предаете ли вы свои дела Богу?

Вы можете поделиться своими выводами в комментариях.

И не только путь, но и слова

Точно так же предположения сердца — наши, а ответ, рождающийся на языке, — Его (1. Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка). Невысказанное слово на уме у человека для внутренней жизни то же, что запланированное, но ещё не осуществлённое дело для жизни внешней. И тут и там, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. И словами на нашем языке Он располагает так же, как делами в нашей жизни — ради приведения нас к спасительной для нас полноте Своего Царства.

Нечестивец не следует Божьему плану

А иногда не располагает. Мы можем и не позволить Богу располагать своим путем и своим языком. Но это не значит, что мы вне Его плана, просто отношение наше к Его плану становится иным. Негативным. Вроде как у того нечестивца, которого Бог бережёт на день бедствия (4. Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия).

Кто бы что ни думал, этот мир остаётся Божьим миром. И Бог не собирается никого наказывать, Он не хочет ничьей гибели. Но у Него есть Свой план относительно Его мира. Его мир неотделим от Его плана. И тому, кто не хочет быть частью Его плана, придётся распроститься и с Его миром. В пользу своего маленького мирка, существование которого никто не может гарантировать даже на одно мгновение, не говоря уже о вечности.

Куда мы хотим идти?

Насильно в Своё Царство Бог никого не тащит. Мудрый человек стремится туда сам — подальше от шеола, от преисподней, которая за пределами Божьего мира и Божьей жизни (24. Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу).

Чтобы Бог вошел в нашу жизнь, надо не просто открыть Ему дверь в своё сердце и в свою жизнь, но и быть готовым ради Него изменить свои планы. Даже связанные со служением Ему. В пример тут можно привести апостола Павла, которого Бог не пустил проповедовать туда, куда тот собирался и направил в другое место: «6. Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. 7. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. 9. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам».(Деяния св. Апостолов 16:6,7,9).

Бог всегда имеет дело с конкретным человеком, с возможностями и намерениями того, в чью жизнь входит. Конечно, Он может так изменить жизнь того, кто Ему доверился, что человеческие возможности возрастут многократно, а намерения изменятся. Но всё это может произойти лишь в том случае, если сам человек этого захочет, и с его участием, иногда активным, иногда пассивным. А  намерения человека рождаются в его сердце. Как и куда человек хочет идти? Насколько готов изменить свои намерения и свою жизнь? От этого во многом зависит то, какое место он займёт в Божьих планах. Как сказал К.С. Льюис в «Расторжении брака», «есть только два вида людей – те, кто говорит Богу: «Да будет воля Твоя», и те, кому Бог говорит: «Да будет твоя воля». К какому из них относимся мы?

??? Для размышления:

  • Что полезного для себя вы вынесли из комментария?
  • Ккаким действиям вас ведет сегодняшний отрывок и комментарий?

Вы можете поделиться своими выводами в комментариях.

Предложение

Представьте, что вы ребенок, и в вашей жизни нет ни одного близкого человека. Вам не с кем поделиться радостью. Некому пожаловаться на неприятности. Не у кого спросить совета. Взрослые вокруг вас меняются и ни для одного из них вы не является любимым сыном или дочерью. Вообще они вам не родные. Именно так живут дети в детдомах. Давайте на этой неделе молиться о них.

Татьяна Зайцева

Страница подписки

 

Предыдущие выпуски:

Выпуск первый: Начало премудрости — страх Господень
Выпуск второй: Премудрость возглашает на улице

Выпуск третий. Господь дает мудрость
Выпуск четвертый: Надейся на Господа всем сердцем твоим
Выпуск пятый: Храни здравомыслие и рассудительность
Выпуск шестой: Я указываю тебе путь мудрости
Выпуск седьмой: почему изменять не мудро
Выпуск восьмой: Дух же целомудрия… подаждь ми
Выпуск девятый: Чему можно научиться у муравья?
Выпуск десятый: Зачем обвязывать заповедями шею
Выпуск одиннадцатый. Прямота, лукавство и хитроумие

Выпуск двенадцатый: Премудрость и Христос
Выпуск тринадцатый: Куда ведет ваш путь?
Выпуск четырнадцатый. Честность и любовь, бизнес и Бог
Выпуск пятнадцатый. Праведность и нечестие: созидание и разрушение

Выпуск шестнадцатый. Корни и плоды
Выпуск семнадцатый. Слово — это тоже дело. И о ТК в Библии
Выпуск восемнадцатый. Вы — свет мира
Выпуск девятнадцатый. Праведникам воздается добром?

Выпуск двадцатый. Как страх Божий может быть убежищем?
Выпуск двадцать первый. Чем страшна зависть?

Выпуск двадцать второй. Жертва нечестивца, жертва Христа, наша жертва

 

 

   Здесь вы можете поделиться своими мыслями

Теги: , , , , , , ,