Сайт, посвященный евангельским группам в Православии

Великий канон. Понедельник первой седмицы Великого Поста. Девять песен

Татьяна Зайцева | Среда, Июнь 20, 2018

Поздравляем с началом поста!

Ниже комментарий к той части каона Андрея Критского, которая читается в церкви сегодня…

 Предание.ру

Песнь первая. Адам и Ева

Первые люди, Адам и Ева, жили в раю радостно, в изобилии и свободно. Бог дал им только одну заповедь – не есть плодов с древа познания добра и зла, иначе они умрут. Но змей соблазнил и обманул Еву, сказав, что Бог запрещает людям есть плоды с древа, чтобы они не стали как боги, а не потому что это грозит смертью. Ева увидела, что плоды дерева привлекательны, попробовала их сама и угостила Адама. В результате вместо обретения божественных свойств Адам и Ева были изгнаны из рая на землю, где жизнь трудна и скудна. Преподобный Андрей говорит, что его душа уподобилась Еве, которая соблазнилась привлекательным видом греха, а также сравнивает с Евой свой помысел (мысль), представляющую грех сладким. Но последствия греха горьки. Прп.Андрей говорит, что Бог был прав, изгоняя Адама из рая за нарушение всего одной Его заповеди, и что сам он достоин куда большего наказания, ведь нарушает множество заповедей постоянно. И также как Адам лишился рая за свой грех, также и прп.Андрей лишен Бога и блаженства из-за своих грехов.

Песнь первая

На церковнославянском языке На русском языке
Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися.Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление.

Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.

Первозданнаго Адама преступлению поревновав, познах себе обнажена от Бога и присносущнаго Царствия и сладости, грех ради моих.

Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? Видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди.

Вместо Евы чувственныя, мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения.

Достойно из Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам; аз же что постражду, отметая всегда животная Твоя словеса?

Слава, Троичен: Пресущная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробна, даждь ми слезы умиления.

И ныне, Богородичен: Богородице, Надежде и Предстательство Тебе поющих, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко Владычица Чистая, кающася приими мя.

Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он — мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и восхвалю Его, ибо Он торжественно прославился. (Исх. 15, 1-2)С чего начну я оплакивать деяния злосчастной моей жизни? Какое начало положу, Христе, я нынешнему моему сетованию? Но Ты, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений.Прииди, несчастная душа, со своею плотию, исповедуйся Создателю всего, воздержись, наконец, от прежнего безрассудства и с раскаянием принеси Богу слезы.

Подражая в преступлении первозданному Адаму, я сознаю себя лишенным Бога, вечного Царства и блаженства за мои грехи. (Быт. 3, 6-7)

Горе мне, моя несчастная душа, для чего ты уподобилась первозданной Еве? Ты посмотрела худо, уязвилась жестоко, прикоснулась к дереву и дерзостно вкусила бессмысленного плода. (Быт. 3, 6)

Вместо чувственной Евы восстала во мне Ева мысленная — плотский страстный помысел, представляющий приятное, но при вкушении всегда напояющий горечью.

Достойно изгнан был из Едема Адам, как не сохранивший одной Твоей заповеди, Спаситель. Что же должен претерпеть я, всегда нарушающий Твои животворные повеления? (Быт. 3, 23)

Пресущественная Троица, Которой мы поклоняемся в одном Существе, сними с меня тяжкое бремя греховное и по Своему милосердию, даруй мне слезы умиления.

Богородице, надежда и защита воспевающих Тебя, сними с меня тяжкое бремя греховное и, как Владычица Чистая, приими меня кающегося.

Читать подробнее о грехопадении

ornament1

Песнь вторая. Апостол Петр

Бог создал человека прекрасным душою и телом, и вложил в каждого из нас Свой образ, Свой портрет. Грех уродует и душу и тело и прп.Андрей говорит о том, что он сам уродует себя страстями. Но здесь прп.Андрей уже думает не только о грехе и его последствиях, но обращается к Богу за спасением и просит Бога принять его исповедь. Если полностью сосредоточиться на грехе и не обращаться к Богу, никакое покаяние невозможно. Он вспоминает как апостол Петр в бурю увидел идущего к лодке Христа и попросил Его, если это действительно Он, повелеть Петру прийти к Нему по воде; Христос повелел, и Петр пошел, но на середине пути испугался и стал тонуть; и обратился ко Христу с просьбой спасти Его, а Христос протянул руку и спас. Прп.Андрей сравнивает зло, окружающее его, с бурей, а себя с тонущим (во зле) Петром, и просит Господа протянуть ему руку помощи, как некогда Петру. Эта песнь помогает нам осознать, что своими грехами мы вредим сами себе, и что нам есть к Кому обратиться за помощью и прощением.

 

Вторая песнь

На церковнославянском языке

На русском языке

Ирмос: Вонми, небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго.Вонми, небо, и возглаголю, земле внушай глас, кающийся к Богу и воспевающий Его.Вонми ми, Боже, Спасе мой, милостивым Твоим оком, и приими мое теплое исповедание.

Согреших паче всех человек, един согреших Тебе; но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое.

Вообразив моих страстей безобразие, любосластными стремленьми, погубих ума красоту.

Буря мя злых обдержит, благоутробне Господи; но яко Петру, и мне руку простри.

Оскверних плоти моея ризу, и окалях еже по образу, Спасе, и по подобию.

Омрачих душевную красоту страстей сластьми, и всячески весь ум персть сотворих.

Раздрах ныне одежду мою первую, юже ми изтка Зиждитель изначала, и оттуду лежу наг.

Облекохся в раздранную ризу, юже изтка ми змий советом, и стыждуся.

Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю, очисти мя, Спасе, благоутробием Твоим.

Воззрех на садовную красоту, и прельстихся умом; и оттуду лежу наг и срамляюся.

Делаша на хребте моем вси начальницы страстей, продолжающе на мя беззаконие их.

Слава, Троичен: Единаго Тя в триех Лицех, Бога всех пою, Отца и Сына и Духа Святаго.

И ныне, Богородичен: Пречистая Богородице Дево, Едина Всепетая, моли прилежно, во еже спастися нам.

Внемли, небо, я буду возвещать и воспевать Христа, пришедшего во плоти от Девы.Внемли, небо, я буду возвещать: земля, услышь голос, кающийся Богу и прославляющий ЕгоВоззри на меня Боже, Спаситель мой, милостивым Твоим оком и прими мою пламенную исповедь.

Согрешил я более всех людей, один я согрешил пред Тобою; но, как Бог, сжалься, Спаситель, над Твоим созданием. (1 Тим. 1, 15)

Отобразив в себе безобразие моих страстей, сластолюбивыми стремлениями исказил я красоту ума.

Буря зла окружает меня, Милосердный Господи, но, как Петру, и мне Ты простри руку. (Мф. 14, 31)

Осквернил я одежду плоти моей и очернил в себе, Спаситель, то, что было создано по Твоему образу и подобию.

Помрачил я красоту души страстными удовольствиями и весь ум совершенно превратил в прах.

Разодрал я первую одежду мою, которую вначале соткал мне Создатель, и оттого лежу обнаженным.

Облекся я в разодранную одежду, которую соткал мне змий коварством, и стыжусь. (Быт. 3, 21)

Как блудница, и я проливаю слезы, Милосердный; смилуйся надо мною, Спаситель, по благоснисхождению Твоему. (Лк. 7, 38)

Взглянул я на красоту дерева и прельстился в уме; оттого лежу обнаженным и стыжусь.

На хребте моем пахали все вожди страстей, проводя вдоль по мне беззаконие свое.(Пс. 128, 3)

Воспеваю Тебя, Единого в трех Лицах, Бога всех, Отца, Сына и Святого Духа

Пречистая Богородица Дева, Ты Одна, всеми воспеваемая, усердно моли о нашем спасении.

Читать подробнее об апостоле Петре и буре

ornament1

Песнь третья. Господь — Пастырь мой

Лот был племянник праведного Авраама, выбравший себе место жительство рядом с Содомом и Гоморрой. Про жителей этих городов Писание говорит, что они были «злы и весьма грешны пред Господом» и что жалобы на них доносились до Бога. Поэтому Господь решил уничтожить эти города, но сначала проверить, действительно ли их жители так грешны, как о них говорят – сошел на землю и остановился у Лота. После того, как Лот всю ночь защищал своих гостей от своих соседей, Содом и Гоморру было решено наказать, а Лоту с семейством было сказано бежать из Содома и не оглядываться. Также и нам надо бежать от греха, на который проливается гнев Божий огнем и серой, и не оглядываться на грех с сожалением о нем. В Писании Бог часто называется Пастырем – пастухом, который пасет овец – верных Ему людей. Пастух – это тот, кто знает, где находятся пастбища с самой сочной и зеленой травой и приводит стадо туда, кто защищает своих овец от волков и готов, как говорит Христос, оставить 99 овец ради того, чтобы пойти искать одну заблудившуюся овцу. Именно с этой одной потерянной овечкой (агнцем) мы и сравниваемся в каноне, и просим Господа нас найти.

Третья песнь

На церковнославянском языке

На русском языке

Ирмос: На недвижимом, Христе, камени заповедей Твоих утверди мое помышление.Огнь от Господа иногда Господь одождив, землю содомскую прежде попали.На горе спасайся душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай.Бегай запаления, о душе, бегай содомскаго горения, бегай тления Божественнаго пламене.Согреших Тебе един аз, согреших паче всех, Христе Спасе, да не презриши мене.

Ты еси Пастырь Добрый, взыщи мене агнца, и заблуждшаго да не презриши мене.

Ты еси сладкий Иисусе, Ты еси Создателю мой, в Тебе, Спасе, оправдаюся.

Исповедаюся Тебе, Спасе, согреших, согреших Ти, но ослаби, остави ми, яко благоутробен.

Слава, Троичен: О Троице Единице Боже, спаси нас от прелести, и искушений, и обстояний.

И ныне, Богородичен: Радуйся, Богоприятная утробо, радуйся, престоле Господень, радуйся, Мати Жизни нашея.

 

 

 

На неподвижном камне заповедей Твоих, Христе, утверди мое помышление.Пролив дождем огонь от Господа, Господь попалил некогда землю содомлян. (Быт. 19, 24)Спасайся на горе, душа, как праведный Лот и спеши укрыться в Сигор. (Быт. 19, 22-23)Беги, душа, от пламени, беги от горящего Содома, беги от истребления Божественным огнем.Согрешил я один пред Тобою, согрешил более всех, Христос Спаситель — не презирай меня.

Ты — Пастырь Добрый, отыщи меня — агнца, и не презирай меня, заблудившегося. (Ин. 10, 11-14)

Ты — вожделенный Иисус; Ты — Создатель мой, Спаситель, Тобою я оправдаюсь

Исповедуюсь Тебе, Спаситель; согрешил я, согрешил пред Тобою, но отпусти, прости меня, как Милосердный.

О, Троица, Единица, Боже, спаси нас от обольщений, от искушений и опасностей.

Радуйся, чрево, вместившее Бога; радуйся, Престол Господень; радуйся, Матерь Жизни нашей.

ornament1

Четвертая песнь. Лествица Иакова, Лия и Рахиль

 

Для того, чтобы призвать себя к покаянию, св.Андрей вспоминает о том, что скоро придет смерть (конец), и что после смерти будет суд, и Судья уже близко, «при дверях». Это выражение из Евангелия, говорящее, что конец света – или Царство Божие – вот-вот настанут. И чтобы они не застали нас врасплох, надо бодрствовать и молиться, не расслабляться. Поэтому св.Андрей призывает душу пробудиться. Во сне мы без сознания и не понимаем, что делаем, в жизни мы можем формально бодрствовать, но так же жить бессознательно, плыть по течению, грешить, потому что «все грешат». Когда же человек пробуждается, он видит, что нарушил каждую заповедь и просит Бога помиловать его. Но мало просить о помиловании, надо меняться. Лестница, о которой идет речь, это лестница, которую увидел во сне Иаков, идущий в чужую страну: «вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. 13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему». Иаков понял, что он не один, что Бог с ним и небо с землею связаны. Св. Андрей говорит, что не только Ангелы должны спускаться по лестнице, но и мы должны восходить на небо, а не просто просить о помиловании. Когда же Иаков пришел в дом своего дяди Лавана, он увидел прекрасную дочь Лавана Рахиль и влюбился. У него не было никакого имущества и Лаван поставил условие, что Иаков должен проработать на него семь лет и только после этого он получит Рахиль в жены. Спустя семь лет устроили свадьбу, но Лаван обманул Иакова и дал ему в жены не Рахиль, а ее старшую некрасивую сестру Лию. Обнаружилось это только наутро. Впрочем, еще за семь лет работы на него Лаван был готов отдать Иакову Рахиль в жены тоже и сразу же. Есть традиция толкования Лии как телесных трудов (пост, бдение), а Рахили как созерцания в молитве и духовных сладостей. Об этом говорит здесь св.Андрей и прибавляет, что в духовной жизни ничего нельзя добиться без труда – ни поста, ни созерцания.

Четвертая песнь

На церковнославянском языке На русском языке
Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи.Дел Твоих да не презриши, создания Твоего да не оставиши, Правосуде. Аще и един согреших яко человек, паче всякаго человека, Человеколюбче; но имаши, яко Господь всех, власть оставляти грехи.Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается, востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся?Воспряни, о душе моя, деяния твоя яже соделала еси помышляй, и сия пред лице твое принеси, и капли испусти слез твоих; рцы со дерзновением деяния и помышления Христу, и оправдайся.Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, еяже аз, Спасе, не согреших, умом и словом, и произволением, и предложением, и мыслию, и деянием согрешив, яко ин никтоже когда.

Отсюду и осужден бых, отсюду препрен бых аз окаянный от своея совести, еяже ничтоже в мире нужнейше; Судие, Избавителю мой и Ведче, пощади и избави, и спаси мя раба Твоего.

Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия; аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися.

Зной дневный претерпе лишения ради патриарх, и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения творя, пасый, труждаяйся, работаяй, да две жене сочетает.

Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится.

Слава, Троичен: Нераздельное Существом, Неслитное Лицы богословлю Тя, Троическое Едино Божество, яко Единоцарственное и Сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую.

И ныне, Богородичен: И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет.

Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и устрашился, что Тебе угодно родиться от Девы и явиться людям, и сказал: услышал я весть о Тебе и устрашился; слава силе Твоей, Господи.Не презри творений Твоих, не оставь создания Твоего, Праведный Судия, ибо хотя я, как человек, один согрешил более всякого человека, но Ты, Человеколюбец, как Господь всего мира, имеешь власть отпускать грехи. (Мф. 9, 6. Мк. 2, 10)Конец приближается, душа, приближается, и ты не заботишься, не готовишься; время сокращается — восстань: Судия уже близко — при дверях; время жизни проходит, как сновиденье, как цвет. Для чего мы напрасно суетимся? (Мф. 24, 33. Мк. 13, 29. Лк. 21, 31)Пробудись, душа моя, размысли о делах своих, которые ты сделала, представь их пред своими очами, и пролей капли слез твоих, безбоязненно открой Христу дела и помышления твои и оправдайся.Нет в жизни ни греха, ни деяния, ни зла, в которых я не был бы виновен, Спаситель, умом, и словом, и произволением, согрешив и намерением, и мыслью, и делом так, как никто другой никогда.

Потому и обвиняюсь, потому и осуждаюсь я, несчастный, своею совестью, строже которой нет ничего в мире; Судия, Искупитель мой и Испытатель, пощади, избавь и спаси меня, раба Твоего.

Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит указанием, душа моя, на восхождение делами, на возвышение разумом; поэтому, если хочешь жить в деятельности и в разумении и созерцании, то обновляйся. (Быт. 28, 12)

Патриарх по нужде терпел дневной зной и переносил ночной холод, ежедневно сокращая время, пася стада, трудясь и служа, чтобы получить себе две жены. (Быт. 31; 7, 40)

Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как многочадною, — деятельность, а под Рахилью, как полученной через многие труды, — разумение, ибо без трудов, душа, ни деятельность, ни созерцание не усовершенствуются.

Нераздельным по существу, неслиянным по Лицам богословски исповедую Тебя, Троичное Единое Божество, Соцарственное и Сопрестольное; возглашаю Тебе великую песнь, в небесных обителях троекратно воспеваемую. (Ис. 6, 1-3)

И рождаешь Ты, и остаешься Девою, в обоих случаях сохраняя по естеству девство. Рожденный Тобою обновляет закон природы, а девственное чрево рождает; когда пожелает Бог, то нарушается порядок природы, ибо Он творит, что хочет.

ornament1

 Пятая песнь. Рувим и Иосиф

Рувим был старшим сыном Иакова от Лии, а Иосиф – старшим сыном от Рахили. Когда Рувим вырос, он переспал с наложницей своего отца и тем тяжко согрешил. Св.Андрей сравнивает себя с Рувимом, говоря, что он осквернил свое ложе, как Рувим – ложе отца. Рувиму противопоставляется праведный Иосиф. Иаков любил Иосифа больше других сыновей, а братья его не любили. Поэтому они решили избавиться от него, сорвали с него одежду и посадили в ров, а потом продали Иосифа в рабство в Египет. Отцу братья принесли одежду Иосифа и сказали, что его разорвали дикие звери. Иосиф стал любимым рабом царедворца по имени Потифар, и тот доверял Иосифу как самому себе. Иосиф был красив, поэтому жена Потифара воспылала к нему страстью, и уговаривала его спать с нею, но Иосиф всячески уклонялся от этого. В какой-то момент она схватила его за одежду, но он сбежал, оставив одежду у нее в руках. Тогда она оклеветала его перед мужем в том, в чем была виновна сама. Св.Андрей призывает свою душу подражать не Рувиму, а Иосифу.

Песнь пятая

На церковнославянском языке На русском языке
Ирмос: От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя Спасе, творити волю Твою.В нощи житие мое преидох присно, тьма бо бысть, и глубока мне мгла, нощь греха, но яко дне сына, Спасе, покажи мя.Рувима подражая окаянный аз, содеях беззаконный и законопреступный совет на Бога Вышняго, осквернив ложе мое, яко отчее он.Исповедаюся Тебе Христе Царю: согреших, согреших, яко прежде Иосифа братия продавшии, чистоты плод и целомудрия.От сродников праведная душа связася, продася в работу сладкий, во образ Господень; ты же вся, душе, продалася еси злыми твоими.

Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи.

Аще и в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и востания Твоего, аз же что Тебе когда сицевое принесу?

Слава, Троичен: Тя, Троице, славим Единаго Бога: Свят, Свят, Свят еси, Отче, Сыне и Душе, Простое Существо, Единице присно покланяемая.

И ныне, Богородичен: Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная, безмужная Мати Дево, Бог создавый веки, и соедини Себе человеческое естество.

От ночи бодрствующего, просвети меня, молю, Человеколюбец, путеводи меня в повелениях Твоих и научи меня, Спаситель, исполнять Твою волю. (Пс. 62, 2; 118, 35)Жизнь свою я постоянно проводил в ночи, ибо мраком и глубокою мглою была для меня ночь греха; но покажи меня сыном дня, Спаситель. (Еф. 5, 8)Подобно Рувиму я, несчастный, совершил преступное и беззаконное дело пред Всевышним Богом, осквернив ложе мое, как тот — отчее. (Быт. 35, 22; 49, 3-4)Исповедаюсь Тебе, Христос-Царь: согрешил я, согрешил, как некогда братья, продавшие Иосифа, — плод чистоты и целомудрия. (Быт. 37, 28)Сродниками предана была душа праведная; возлюбленный продан в рабство, прообразуя Господа; ты же, душа, сама всю продала себя своим порокам.

Подражай праведному Иосифу и уму его целомудренному, несчастная и невоздержанная душа, не оскверняйся и не беззаконствуй всегда безрассудными стремлениями.

Владыко Господи, Иосиф был некогда во рву, но в прообраз Твоего погребения и воскресения; принесу ли когда-либо что подобное Тебе я?

Тебя, Пресвятая Троица, прославляем за Единого Бога: Свят, Свят, Свят Ты, Отец, Сын и Дух — простая Сущность, Единица вечно поклоняемая.

В Тебе, нетленная, не познавшая мужа Матерь-Дево, сотворивший мир Бог облекся в мой состав и соединил с Собою человеческую природу.

 

ornament1

Шестая песнь. Моисей

Моисей был избран Богом для того, чтобы вывести народ Израильский – потомков Иакова – из  Египта, где они оказались рабами. Шли они в Израиль – землю, обещанную Богом еще Аврааму. Шли через пустыню и не всегда путь был легок, хотя Господь шел с ними всегда. Против Моисея эпизодически возникали бунты с подтекстом «почему он нами командует, мы так же избраны Богом, как и он!». Сначала Аарон – помощник Моисея, — и его сестра Мариам упрекали Моисея за жену-эфиоплянку (то есть не из израильского народа). В наказание Мариам побелела от проказы и только благодаря молитве Моисея очистилась от нее. Дафан и Авирон обвиняли Моисея в том, что он привел их из сытного Египта в пустыню и хочет властвовать над ними. Под ними разверзлась земля. Нас же св.Андрей призывает покаяться и просить о прощении, а также верить, что как Моисей смог очистить Мариам от проказы, так же и наша жизнь может быть очищена от греха.

Именем Ефрем в Ветхом Завете иногда называют Северное (Израильское) царство. Пророк Осия говорит: «Ефрем – обученная телица, привычная к молотьбе, и Я Сам возложу ярмо на тучную шею его; на Ефреме будут верхом ездить, Иуда будет пахать, Иаков будет боронить». Телицы, на которых молотили, могли беспрепятственно есть в это время зерно и жизнь их была сытной. С такой-то телицей сравнивает Осия Израиль, а св. Андрей уже нас, и призывает не успокаиваться в сытости, но стремиться к небу.

Шестая песнь

На церковнославянском языке На русском языке
Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой.Слезы, Спасе, очию моею и из глубины воздыхания чисте приношу, вопиющу сердцу: Боже, согреших Ти, очисти мя.Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон, но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет.Яко юница, душе, разсвирепевшая, уподобилася еси Ефрему, яко серна от тенет сохрани житие, вперивши деянием ум и зрением.Рука нас Моисеова да уверит душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси.Слава, Троичен: Троица есмь Проста, Нераздельна, Раздельна Личне, и Единица есмь естеством соединена, Отец глаголет, и Сын, и Божественный Дух.

И ныне, Богородичен: Утроба Твоя Бога нам роди, воображена по нам; Егоже, яко Создателя всех, моли, Богородице, да молитвами Твоими оправдимся.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Кондакь, глас 6: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.

От всего сердца моего я воззвал к милосердному Богу, и Он услышал меня из ада преисподнего и воззвал жизнь мою от погибели.

Искренно приношу Тебе, Спаситель, слезы очей моих и воздыхания из глубины сердца, взывающего: Боже, согрешил я пред Тобою, умилосердись надо мною.

Уклонилась ты, душа, от Господа своего, как Дафан и Авирон, но воззови из ада преисподнего: пощади!, чтобы пропасть земная не поглотила тебя. (Чис. 16, 32)

Рассвирепев, как телица, ты, душа, уподобилась Ефрему, но как серна спасай от тенет свою жизнь, окрылив ум деятельностью и созерцанием. (Иер. 31, 18. Ос. 10, 11)

Моисеева рука да убедит нас, душа, как Бог может убелить и очистить прокаженную жизнь, и не отчаивайся сама за себя, хотя ты и поражена проказою. (Исх. 4, 6-7)

Я — Троица несоставная, нераздельная, раздельная в лицах, и Единица, соединенная по существу; свидетельствует Отец, Сын и Божественный Дух.

Чрево Твое родило нам Бога, принявшего наш образ; Его, как Создателя всего мира, моли, Богородица, чтобы по молитвам Твоим нам оправдаться.

Кондак, глас 6: Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты смутишься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все наполняющий.

ornament1

Седьмая песь. Царь и пророк Давид

Царь Давид был праведником и любил Бога. Но однажды он увидел Вирсавию, чужую жену, чей муж, Урия, был на войне, послал за нею и прелюбодействовал с ней. Вирсавия забеременела, и, чтобы скрыть это, Давид вызвал к себе с войны Урию, надеясь, что тот пойдет спать с женой и можно будет сделать вид, что ребенок от него. Но Урия не пошел.

Тогда Давид приказал военачальнику поставить Урию при сражении в то место, где его точно убьют, и Урию убили. Так Давид «присоединил беззаконие к беззаконию», к прелюбодеянию убийство. Но вскоре, после обличения пророком Нафаном, Давид раскаялся и написал 50-й псалом. Св.Андрей говорит, что хотя он и не совершал подобных поступков, но душа его страдает от желания совершить грех и это делает его грешнее Давида. Но Давид хотя бы раскаялся в своем грехе, а он не кается. И далее цитата из 50-го псалма: «помилуй мя, Тебе бо Единому согреших всех Богу, Сам очисти мя» переходит в молитву самого св.Андрея и становится и нашей молитвой.

Песнь седьмая

На церковнославянском языке На русском языке
Ирмос: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже.Согреших, беззаконновах и отвергох заповедь Твою, яко во гресех произведохся, и приложих язвам струпы себе; но Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже.Тайная сердца моего исповедах Тебе, Судии моему, виждь мое смирение, виждь и скорбь мою, и вонми суду моему ныне, и Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже.Саул иногда, яко погуби отца своего, душе, ослята, внезапу царство обрете к прослутию; но блюди, не забывай себе, скотския похоти твоя произволивши паче Царства Христова.Давид иногда Богоотец, аще и согреши сугубо, душе моя, стрелою убо устрелен быв прелюбодейства, копием же пленен быв убийства томлением; но ты сама тяжчайшими делы недугуеши, самохотными стремленьми.Совокупи убо Давид иногда беззаконию беззаконие, убийству же любодейство растворив, покаяние сугубое показа абие; но сама ты, лукавнейшая душе, соделала еси, не покаявшися Богу.

Давид иногда вообрази, списав яко на иконе песнь, еюже деяние обличает, еже содея, зовый: помилуй мя, Тебе бо Единому согреших всех Богу, Сам очисти мя.

Слава, Троичен: Троице Простая, Нераздельная, Единосущная и Естество Едино, Светове и Свет, и Свята Три, и Едино Свято поется Бог Троица; но воспой, прослави Живот и Животы, душе, всех Бога.

И ныне, Богородичен: Поем Тя, благословим Тя, покланяемся Ти, Богородительнице, яко Нераздельныя Троицы породила еси Единаго Христа Бога, и Сама отверзла еси нам, сущим на земли, Небесная.

Мы согрешили, жили беззаконно, неправо поступали пред Тобою, не сохранили, не исполнили, что Ты заповедал нам; но не оставь нас до конца, Боже отцов. (Дан. 9, 5-6)Я согрешил, жил в беззакониях и нарушил заповедь Твою, ибо я рожден в грехах и к язвам своим приложил еще раны, но Сам Ты помилуй меня, как Милосердный Боже отцов.Тайны сердца моего я открыл пред Тобою, Судьей моим; воззри на смирение мое, воззри и на скорбь мою, обрати внимание на мое ныне осуждение и Сам помилуй меня, как Милосердный, Боже отцов. (Пс. 37, 19; 24, 18; 34, 23)Саул, некогда потеряв ослиц своего отца, неожиданно с известием о них получил царство; душа, не забывайся, предпочитая свои скотские стремления Христову Царству. (1 Цар. 9, 1-27; 10, 1)Если богоотец Давид некогда и вдвойне согрешил, будучи уязвлен стрелою прелюбодеяния, сражен был копьем мщения за убийства; но ты, душа моя, сама страдаешь более тяжко, нежели этими делами, произвольными стремлениями. (2 Цар. 11, 14-15)Давид некогда присовокупил беззаконие к беззаконию, ибо с убийством соединил прелюбодеяние, но скоро принес и усиленное покаяние, а ты, коварнейшая душа, совершив бОльшие грехи, не раскаялась пред Богом.

Давид некогда, изображая как бы на картине, начертал песнь, которой обличает совершенный им проступок, взывая: помилуй мя, ибо согрешил я пред Тобою, Одним, Богом всех; Сам очисти меня. (Пс. 50, 3-6)

Троица простая, нераздельная, единосущная, и одно Божество, Светы и Свет, три Святы и одно лицо Свято, Бог-Троица, воспеваемая в песнопениях; воспой же и ты, душа, прославь Жизнь и Жизни — Бога всех.

Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница, ибо Ты родила Одного из Нераздельной Троицы, Христа Бога, и Сама открыла для нас, живущих на земле, небесные обители.

ornament1

Восьмая песнь. Илия и Елисей

Св.Андрей просит Бога помиловать его и вспоминает двух великих пророков – Илию и Елисея. Илия был великим пророком, боровшимся с идолопоклонством в Израиле. Силой Божьей он низводил огонь с неба, заставлял воды Иордана расступаться перед ним, воскрешал мертвых и был взят живым на небо, куда вознесся в огненной колеснице. Елисей был учеником Илии и перед взятием Илии на небо попросил, чтобы дух, который был в Илии, был бы в нем в два раза сильнее. Елисей также заставил воды Иордана расступаться перед ним, обезвреживал ядовитую пищу и воскрешал и исцелял людей. Христос говорит апостолам, что верующие в него будут совершать подобные же чудеса: «17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». (Мк.16:17-18) и св. Андрей сокрушается, что он не совершает ничего подобного из-за своего невоздержания. Богатая женщина из Сонама, сонамитянка, глубоко почитала Елисея и упрашивала его приходить к ней поесть. Привечание странников – одна из важнейших добродетелей, и св. Андрей сокрушается о своей чуждости ей.

Гиезий – слуга пророка Елисея. Когда Елисей исцелил человека от проказы и ничего не взял за это, Гиезий побежал за ним вслед и солгал, что Елисей требует денег. Деньги, конечно же, Гиезий хотел взять себе. За это проказа по слову Елисея перешла на него. Св.Андрей призывает себя и нас оставить любовь к деньгам, чтобы нас не постигло нечто похуже проказы – геена огненная.

Песнь восьмая

На церковнославянском языке На русском языке
Ирмос: Егоже воинства небесная славят, и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки.Согрешивша, Спасе, помилуй, воздвигни мой ум ко обращению, приими мя кающагося, ущедри вопиюща: согреших Ти, спаси, беззаконновах, помилуй мя.Колесничник Илиа колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных; сего убо, душе моя, восход помышляй.Елиссей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание.Иорданова струя первее милотию Илииною Елиссеем ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание.Соманитида иногда праведнаго учреди о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни странна, ни путника. Темже чертога изринешися вон, рыдающи.Гиезиев подражала еси окаянная разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость; бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих.

Слава, Троичен: Безначальне Отче, Сыне Собезначальне, Утешителю Благий, Душе Правый, Слова Божия Родителю, Отца Безначальна Слове, Душе Живый и Зиждяй, Троице Единице, помилуй мя.

И ныне, Богородичен: Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем.

Кого прославляют воинства небесные и пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы, Того, все существа и творения, воспевайте, благословляйте и превозносите во все века.Помилуй меня, грешника, Спаситель, пробуди мой ум к обращению, приими кающегося, умилосердись над взывающим: я согрешил пред Тобою, спаси; я жил в беззакониях, помилуй меня.Везомый на колеснице Илия, взойдя на колесницу добродетелей, некогда вознесся как бы на небеса, превыше всего земного; помышляй, душа моя, об его восходе. (4 Цар. 2, 11)Некогда Елисей, приняв милоть (плащ) Илии, получил сугубую благодать от Господа; но ты, душа моя, не получила этой благодати за невоздержание. (4 Цар. 2, 9, 12-13)Елисея милотию Илии некогда разделил поток Иордана на ту и другую сторону; но ты, душа моя, не получила этой благодати за невоздержание. (4 Цар. 2, 14)Соманитянка некогда угостила праведника с добрым усердием; а ты, душа, не приняла в свой дом ни странника, ни пришельца; за то будешь извержена вон из брачного чертога с рыданием. (4 Цар. 4, 8)Ты, несчастная душа, непрестанно подражала нечистому нраву Гиезия; хотя в старости отвергни его сребролюбие и, оставив свои злодеяния, избегни огня геенского. (4 Цар. 5, 20-27)

Безначальный Отче, Собезначальный Сын, Утешитель Благий, Дух Правый, Родитель Слова Божия, Безначальное Слово Отца, Дух, Животворящий и Созидающий, Троица Единая, помилуй меня.

Мысленная порфира — плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева, Пречистая, как бы из вещества пурпурного; потому мы почитаем Тебя, Истинную Богородицу.

ornament1

Преподобный Андрей Критский.

Девятая песнь

В последней песне св.Андрей сокрушается, что Писание бессильно в отношении к нему и пытается еще раз вдохновить себя на праведность через воспоминание новозаветных примеров. Он сравнивает свои грехи с ранами и размышляет о милосердии Христа, который воплотился ради исцеления нас от этих ран.

Песнь девятая

На церковнославянском языке На русском языке
Ирмос: Безсеменнаго зачатия рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем.Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех. Темже, моя окаянная душе, что сотвориши, егда приидет Судия испытати твоя?Моисеово приведох ти, душе, миробытие, и от того все Заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя; от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога согрешивши.Закон изнеможе, празднует Евангелие, Писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша и все праведное слово; струпи твои, о душе, умножишася, не сущу врачу, исцеляющему тя.Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению; праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми, и чистотою, и говением.Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися.Христос вочеловечися, плоти приобщився ми и вся елика суть естества хотением исполни, греха кроме, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снисхождения.

Христос волхвы спасе, пастыри созва, младенец множества показа мученики, старцы прослави и старыя вдовицы, ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию, но горе тебе внегда будеши судитися.

Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится.

Слава, Троичен: Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице Нераздельней, Единице по существу, яко Свету, и Светом, и Животу, и Животом, животворящему и просвещающему концы.

И ныне, Богородичен: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание.

Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас.

Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно.

Рождество от бессеменного зачатия неизъяснимо, безмужной Матери нетленен Плод, ибо рождение Бога обновляет природу. Поэтому Тебя, как Богоневесту-Матерь мы, все роды, православно величаем.Ум изранился, тело расслабилось, дух болезнует, слово потеряло силу, жизнь замерла, конец при дверях. Что же сделаешь ты, несчастная душа, когда придет Судия исследовать дела твои?Я воспроизвел пред тобою, душа, сказание Моисея о бытии мира и затем все Заветное Писание, повествующее о праведных и неправедных; из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая пред Богом.Ослабел закон, не воздействует Евангелие, пренебрежено все Писание тобою, пророки и всякое слово праведника потеряли силу; язвы твои, душа, умножились, без Врача, исцеляющего тебя.Из Новозаветного Писания привожу тебе примеры, душа, возбуждающие в тебе умиление; так подражай праведным и отвращайся примера грешных и умилостивляй Христа молитвою, постом, чистотою и непорочностью.Христос, сделавшись человеком, призвал к покаянию разбойников и блудниц; покайся, душа, дверь Царства уже открылась, и прежде тебя входят в нее кающиеся фарисеи, мытари и прелюбодеи. (Мф. 11, 12; 21, 31. Лк. 16, 16)Христос, сделался человеком, приобщившись ко мне плотию, и добровольно испытал все, что свойственно природе, за исключением греха, показывая тебе, душа, пример и образец Своего снисхождения.

Господь, постившись сорок дней в пустыне, наконец взалкал, обнаруживая в Себе человеческую природу. Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отразится он от ног твоих молитвами и постом.  (Исх. 34, 28. Мф. 4, 2. Лк. 4, 2. Мк. 1, 13)

Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по существу, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, животворящему и просвещающему пределы вселенной.

Сохраняй град Свой, Пречистая Богородительница. Под Твоею защитою он царствует с верою, и от Тебя получает крепость, и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, берет в плен врагов и держит их в подчинении.

Андрей досточтимый, отец преблаженный, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, погибели и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим память твою.

Теги: , , , , , , , , , ,