Сайт, посвященный евангельским группам в Православии

Выпуск второй: Сотворение человека

Татьяна Зайцева | Среда, Июнь 20, 2018

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Вы получили эту рассылку, потому что подписались на рассылку Рождественского поста.
с вами Татьяна Зайцева, редактор раздела Евангельских групп.

Наша тема сегодня — создание человека.

Книга Бытия, главы 1, 2

Сотворение человека126 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам [сие] будет в пищу;
30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но дляСотворение человека2 человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

(Быт.1:26-31; 2:7-25)

??? Для размышления

  • Что можно сказать о сущности человека по этим отрывкам?

Вы можете поделиться своими размышлениями в комментариях

 

Размышления

Наверное, каждый помнит это ощущение из детства. Раннее утро. В окно бьет солнце. Птичий щебет. А впереди – целое лето. Каникулы и свобода, когда перед тобою масса возможностей и все они тебя радуют. «Только небо, только ветер, только радость впереди».

Наверно, так же ощущали себя Адам и Ева при сотворении. Человек стоял тогда на вершине мира – если не буквально, то метафизически, и видел землю, которая давалась ему во владение. Весь мир простирался перед ним. Бог благословлял его плодиться, и размножаться, и наполнять землю, и обладать ею, и владычествовать над каждым живым существом, и возделывать и хранить Эдемский сад. Только небо, только ветер, только радость впереди.

Человек — особое творение

Сотворение человека3

Человек – это особое творение Божие. Его созданию предшествует совещание Лиц Троицы, выраженное словом «сотворим», так называемый Предвечный Совет. И само слово «сотворил» в контексте человека – особое. Это слово «бара», которое употребляется в книге Бытия всего три раза – при сотворении мира, при сотворении первых животных и при сотворении человека. Означает же оно сотворение чего-то принципиально нового, небывалого. И человек действительно отличается от всех остальных творений и является вершиной творения.

 

 

Эдемский сад и владычество человека

Сотворение человека 5Человек изображается как соработник Божий, которому дается заповедь хранить сад и возделывать его, то есть делать его еще лучше. Бог приводит к человеку сотворенных животных и Адам нарекает им имя. Имя в древности, да и сейчас во многом, воспринималось как то, что связано с самой сущностью вещи или существа. Поэтому наречение Адамом имен животным означает, что он либо пророчески видит эту сущность, либо участвует в ее созидании. Кроме того, знание чьего-либо имени говорило о власти над этим существом. Поэтому власть человека над животными выражается в том числе в том, что Адам дает имена животным. Точно также, если мы можем назвать свои чувства и страсти, мы обретаем власть над ними.

В желании Бога дать Адаму помощника видна забота. Ни Адам, ни Ева в конце второй главы не стыдятся своей наготы ни перед друг другом, ни перед Богом. Это говорит о доверии, открытости и гармонии, которые царят в отношениях и между человеком и Богом, и между человеком и человеком.

Ода «Бог»
Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог!
Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества.
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю;
Я царь, — я раб, — я червь, — я бог! —
Но будучи я столь чудесен,
Отколь я происшел? — Безвестен;
А сам собой я быть не мог.

Г.Р.Державин.

Державин точно выразил всю сложность человека, нашу двусоставность, наше величие и нищету. Наверно, все ощущали в своей жизни это противоречие. Чувствуешь в себе глубины духа, любовь и ум, творческий порыв, когда хочется творить круглые сутки – а телу надо есть и спать и поэтому невозможно бесконечно воспарять духом, приходится делать перерывы на сон и еду. Бывает и обратное – ради любимого человека, если он болеет, можно долго не спать. Мученики превозмогали телесную боль ради того, чтобы быть со Христом. Человеку присуща двойственность. И эта двойственность заложена в нас изначально еще при творении. С одной стороны, человек сотворен из праха земного. Это означает нашу соприродность, нашу родственность природе и животному миру. Действительно, сходство между геномами человека и шимпанзе превышает 90%. Но тем не менее, несмотря на сходство, разница между человеком и шимпанзе так же велика, как разница между живым деревом и нарисованным. Человек выше шимпанзе. Не шимпанзе, а человеку дана власть над миром. Дана для того, чтобы приводить тварь к Богу.

«Частные их совершенства (животных) берут свое начало и находят свой предел в общем благе, которого средоточие находится в человеке; посему он должен быть царем над всем окружающим его, дабы повсюду распространять влияние блага. Все твари должны приносить Богу служение благоговения и благодарности; если их служение не восходит выше чувственного, человек должен быть их священником, дабы в себе вознести оное до престола Всевышнего. Твари, не одаренные разумением, должны являть разумное Божие и поведать славу Божию: человек должен быть их пророком, дабы высшим языком духа разрешать их чувственные вещания».

(Святитель Филарет Московский, Толкование на книгу Бытия)

Это особое положение человека связано с тем, что в него при творении заложены образ и подобие Божие.

 

  ??? Для размышления

  • Как вы понимаете слова «образ и подобие»?
  • Как вы думаете, в чем выражается сходство человека с Богом?

Вы можете поделиться своими размышлениями в комментариях

 

Образ и подобие

Оба слова – и образ, и подобие – говорят нам о сходстве. О сходстве человека с Богом, заложенном в него – в нас! – на самой заре этого мира.

Из Священного Писания невозможно сделать какие-либо выводы по этому поводу. Святые отцы усматривали это сходство в разных вещах. Некоторые видели его в разумности человека, его нравственной природе и бессмертии души. Другие сосредотачивали внимание на способности человека творить.

«Человек, по подобию сотворившего его Бога, строит дома, города, корабли, делает изображения и изваяния… Бог создает и из не сущего, притом без труда и мгновенно, а человеку для его творчества нужны: вещество, орудия, и размышление, и время, и труд… Но и так создавая, человек уподобляется несколько Творцу, как образ Первообразу»(Феодорит Кирский, вопросы на книгу Бытия)

Святитель Василий Великий видит сходство человека с Богом во власти, которая дана человеку. Это власть и над животным миром – что указывает на превосходство разума, т.е. образа Божьего в человеке над природой и прахом, и власть над самим собой и своими страстями.
«И пусть владычествует». Не сказано: «Создадим человека по образу Нашему, и пусть они (люди) проявляют свою страсть, желание, скорбь». Не страсти заключены в образе Божием, а разум, владыка страстей. «И да владычествуют они над рыбами». Едва ты был сотворен; как уже сотворен быть владыкой. «И да владычествуют…» Получив от императора власть на один год, как человек от человека, смертный от смертного, приняв (ее) от неимущего, какую власть души приобретает человек? Ты же получил от Бога (власть), которая не записана на дощечках или листах, обреченных на съедение червям, но (сама) природа несет в себе Божественное слово: «Да владычествуют», — и в этом все, касающееся человеческой власти.

Главное, что тебе предназначено, — это сила власти. Ты человек, существо, которое властвует. Почему же ты порабощаешься страстями? Почему пренебрегаешь своим достоинством и становишься рабом греха? Почему превращаешь себя в достояние диавола? Ты призван быть владыкой твари, но отбрасываешь благородство своей природы.
Поэтому «Сотворим человека, и пусть они владычествуют» (означают): где сила власти, там и образ Божий».

(Святитель Василий Великий, беседа о сотворении человека по образу и подобию Божьему)

Некоторые отцы различают образ и подобие. Образом они называют то, что изначально заложено в человеке, а подобием — нравственное сходство с Богом, до которого надо дорасти. И воплощение Христа, которое мы и празднуем, празднуя Рождество Христово, они видят необходимым основанием для обретения нами подобия Божия в полноте.

«Слово Божие сделалось человеком, уподобляя Себя человеку и человека Себе Самому, дабы чрез подобие с Сыном человек стал драгоценен для Отца. Ибо, хотя в прежние времена было сказано, что человек создан по образу Божию, но это не было показано (самым делом), ибо еще было невидимо Слово, по образу Которого создан человек. Поэтому он и легко утратил подобие. Когда же Слово Божие сделалось плотию, Оно подтвердило то и другое, ибо и истинно показало образ, Само сделавшись тем, что было Его образом, и прочно {29} восстановило подобие, делая человека чрез видимое Слово со-подобным невидимому Отцу»

(Святитель Ириней Лионский. Против ересей)

Святитель Василий Великий подробно раскрывает, как через Христа мы становимся подобны Отцу.

«Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть». Понял теперь, в чем состоит дарование нам Господом (бытия) по подобию? «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных». Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же, как Бог относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу. Таким образом, ты обладаешь тем, что «по образу», будучи (существом) разумным, «по подобию» же становишься, стяжевая благость. «Облекись в милосердие и благость, дабы облечься во Христа». Делами, которыми ты облекаешься в милосердие, ты облекаешься во Христа и благодаря близости к Нему становишься близким Богу. Таким образом, история (творения) есть воспитание жизни человеческой. «Сотворим человека по образу». Пусть он с момента создания владеет тем, что «по образу», и пусть (сам) становится тем, что «по подобию». Бог дал ему для этого силу. Если бы Он создал тебя и «по подобию», то в чем была бы твоя заслуга? Ради чего ты увенчан? Если бы Создатель все тебе даровал, то как бы открылось тебе Царство Небесное? И вот одно тебе дано, а другое оставлено незавершенным, дабы ты совершенствовался и стал достойным исходящего от Бога воздаяния.

— Каким же образом мы достигаем того, что «по подобию»?

— Через Евангелие.

— Что такое христианство?

— Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа.

Но как ты облечешься, не будучи отмечен печатью? Как ты облечешься, не восприняв крещение? Не надев одежду нетления? Или ты отказываешься от подобия Божиего? Если бы я сказал тебе: «Давай, стань подобным царю», не счел ли бы ты меня благодетелем? Теперь же, когда я предлагаю тебе стать подобным Богу, неужели ты побежишь от слова, которое тебя обожает, неужели ты заткнешь уши, чтобы не слышать спасительных слов?»

(Святитель Василий Великий, беседа о сотворении человека по образу и подобию Божьему)

          ??? Для размышления

  • Какими были ваши представления о человеке и как они изменились после данного материала?

Вы можете поделиться своими размышлениями в комментариях

 

Что еще почитать по теме

Сегодня день памяти святителя Филарета Московского. Именно благодаря ему у нас сейчас есть возможность читать Писание на русском языке. Талантливый проповедник и преподаватель, образцовый руководитель, человек, благодаря которому Синодальный перевод Библии увидел свет, автор текста Декрета об освобождении крестьянства — вот то, что лежит на поверхности. Молитвенная жизнь великого святителя Филарета (Дроздова) была не столь явной, но не менее действенной. XIX век по праву кто-то назвал «веком Филарета». Свт. Филарет разработал основные критерии для перевода Библии на русский язык, его примеру при создании толкований неоднократно следовали более поздние комментаторы.
Перевод на русский язык послужил причиной создания святителем Филаретом толкования на книгу Бытия. Ум, трезвость, самобытность мышления — все это о толковании митрополита Филарета.

Тропарь святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 4

Духа Святаго благодать стяжав, / богомудре святителю Филарете, / истину и правду разумом просвещенным / людем проповедал еси, / мир и милость сердцем умиленным / страждущим явил еси, / яко учитель веры и страж неусыпный / паству российскую жезлом правости сохранил еси. / Сего ради дерзновение ко Христу Богу имея, / моли даровати Церкви утверждение // и душам нашим.

Кондак святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 2

Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия, / добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете, / яко пастырь праведный и исповедник непорочный, / по святем преставлении / от безбожных поругание и поношения приял еси, / Бог же знаменьми и чудесы тя прослави // и заступника Церкве нашея яви.

Святитель Василий Великий, беседа о сотворении человека по образу и подобию Божьему. Это творение святого Василия Великого (329–379 гг.) сохранилось в древних греческих списках и представляет собой завершение его «Шестоднева». До 70-х годов XX века оно приписывалось его брату — святому Григорию Нисскому. Перевод современный читается легко. Лично я почерпнула для себя много интересного.

Григорий Нисский, «Об устроении человека«. Классическое святоотеческое произведение

Труд Немесия Эмесского, малоизвестного, но интересного христианского писателя 5-6 вв «О природе человека»  ценен как свидетельство древнехристианской антропологии (тем более на фоне крайне ограниченного числа чисто антропологических трудов в Др. Церкви). Он представляет собой интересную попытку синтеза античной антропологии и христианского видения человека.

Феодорит Киррский, «Вопросы к книге Бытия«. Один из самых замечательных экзегетов древности, сумевший соединить лучшие стороны антиохийского и александрийского подходов. Для Феодорита Кирского была главной та мысль, что для спасения человечества Бог должен быть стать всецелым человеком, спасти всю нашу природу без остатка. В этом сотериологическом ключе, с присущим антиохийцам реализмом, он развивал своё богословие. Его толкование на книгу Бытия построено в форме ответов на возникающие при чтении текста вопросы.

Из современных авторов рекомендуем главу «Человек» в книге Христоса Яннараса «Вера Церкви». Христос Яннарас — живой классик богословия, ведущий православный философ на данный момент. Его мысль — попытка передать богатство церковной мысли с учётом проблем и подходов современной философии.

Что можно принести в дар Христу?

Сотворение человека 6Есть люди, которым никто не пишет, и при этом они даже не полковники. Есть люди, у кого нет на свете никого, даже френдов, не то что друзей. Есть люди, которые живут в доме престарелых, а близких у них либо нет, либо есть такие, что быть бы от этих близких подальше. Этим людям никогда в жизни не приходило такое письмо, чтобы на конверте было написано их имя и их фамилия. У нас есть возможность это исправить.

У фонда «Старость в радость» более 120 подопечных интернатов по всей России, в которых проживает более 2000 бабушек, дедушек и молодых инвалидов. Все они ждут маленького чуда в эти праздничные дни!

Волшебный праздник всё ближе… И вы можете дать почувствовать этот праздник одиноким бабушкам и дедушкам из домов престарелых…
Отправьте новогодние открытки с теплыми пожеланиями и частичка праздника обязательно дойдет до каждого адресата!

Списки частично есть в ЖЖ в полном объеме на форуме сайта (доступно после регистрации)

Заявку можно оставить в теме вКонтакте, указав количество человек и открыв личку для получения адресов.

Кроме разового поздравления, вы можете на какое-то время «увнучериться» одной из бабушек или дедушек, которые находятся в домах престарелых. Подробно о том, как это сделать, рассказано здесь.

 

Предыдущие выпуски рассылки

Выпуск первый: Сотворение мира

 

 

 Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях

  • Гость

    Всем привет)

  • Евгений Ерошев

    Спасибо Вам за рассылку и за призыв к размышлениям!

    Отвечая на первый вопрос, «о сущности человека»: исходя из предложенного отрывка можно заключить, что человек — творение совершенно уникальное и непохожее на других прежде сотворенных живых существ. Среди них ему нет равных. При сотворении человека мы видим загадочное множественное число: «сотворим человека по образу Нашему». Следуя тому, как понимает этот отрывок Церковь, Лица Пресвятой Троицы, предвидя возможность грехопадения, советуются между собой, решаясь в итоге на этот (по человеческому рассуждению) рискованый шаг — поставить во главе всего творения человека, который, будучи богоподобным существом и обладая свободной волей, может подобно дьяволу захотеть существовать автономно от Бога и пасть, потянув за собой в бездну греха весь сотворенный мир. Увы, так и произошло, но Бог не оставляет своего творения и Сам решает прийти на помощь, осуществляя нечто совершенно невероятное: Он воспринимает полноту человеческой природы и становится одним из нас… Господи, слава Тебе!

  • Евгений Ерошев

    Надеюсь, мои ответы не очень скучные и заумные. :)

    Второй вопрос. Образ и подобие Божие… я понимаю это как то, что человек — как бы то же, что и Бог, он богоподобен, но в тоже время он — бог сотворенный, бог в зачаточном состоянии, бог, который может путем доброделания достичь подлинного богоподобия, так что он будет участвовать в божественных энергиях настолько полно, насколько это возможно тварному существу. Но может и не достичь.

    Человек как образ Божий подобно Богу обладает ипостасными свойствами, он — автономная, независимая, сущностно свободная личность, способная не только выбирать из предложенных миром вариантов, но и даже как бы самостоятельно диктовать миру законы, признавая то или иное добром или злом. В последнем — весь груз ответственности. Потому что если мы решимся изменить параметры, на которых зиждется мир, то есть — начать менять и подтасовывать то, что относится к добру и злу, то вся «программа» мира «полетит»… что и произошло в тот момент, когда Ева решила, что запрет Бога на вкушение плода с древа познания — зло, а съесть этот плод — добро, а Адам потом согласился. Достичь же богоподобия значит свободно прийти к тому, что добро воистину является добром, а зло — злом, и действовать соответственно.

    Еще раз спасибо за вдохновенное письмо, прекрасные вопросы и подборку святоотеческих толкований!

  • Дмитрий

    Поздравляю программиста Игоря с Днем Рождения! Здоровья, творческих успехов и многая и благая лета!

  • Анна Новоселова

    Искренняя благодарность Татьяне за такое многогранное и интересное письмо!.. Игоря с днем рождения, и всем помощникам самые добрые пожелания. Спасибо вам!

    Во мне сильнее всего отозвалось толкование Василия Великого, непременно прочту все беседы. Как будто что-то такое знаешь, но не осознаешь, не задумываешься… И просто перечитать первые главы Бытия.

    «Ты человек, существо, которое властвует. Почему же ты порабощаешься страстями? Почему пренебрегаешь своим достоинством и становишься рабом греха? Почему превращаешь себя в достояние диавола? Ты призван быть владыкой твари, но отбрасываешь благородство своей природы.»

  • Анастасия

    Хочу еще выразить отдельную благодарность за прекрасные советы добрых дел! Давно в душе теплится желание совершить что-нибудь для тех, кому в жизни не хватает тепла и любви, но по различным жизненным обстоятельствам часто это становится невозможным. А вот отослать открытку или письмо, думаю, время всегда найдется :) Спасибо всем за чудесную рассылку!

  • Ольга

    Спаси Господи, Татьяна и все помощники! интереснейшая тема, очень много нового узнала, т.к. вопрос образа и подобия очень волнительный и всегда вызывает массу вопросов, особенно при разговорах с неверующими, а теперь у меня появились новые аргументы, спасибо ;))
    Обязательно почитаю материалы по теме, спасибо за подборку. Ну и конечно. отдельное спасибо за рекомендованные добрые дела для фонда Старость в радость. с удовольствием напишу им!

  • Наталья

    Спасибо за рассылку!

  • Алексей

    Татьяна, спасибо за интересную и полезную рассылку!
    Я же хочу поделиться мыслью по поводу вопроса — в чем выражается сходство человека с Богом. Понятно, что в возможности творчества, в даре слова. Об этом уже сказано. Но я думаю, что еще и в возможности в проявлениях своей личности обусловленным законом необходимости. Не знаю, как лучше это сформулировать, но это то, о чем, мне кажется, писали Шестов, Достоевский, Бердяев. Человек, являясь носителем неотмирного начала, обычно в проявлениях своих, поступках, выборе так или иначе обусловлен законами необходимости, царящими в мире, в природе — но человек способен совершать выбор, который будет исходить только из его неотмирного начала, духа. Иными словами, преодолевать, выходить за стену некоей математической закономерности. Может быть, в этой возможности свободы тоже проявляется сходство человека и Творца.

  • Алексей

    В своем предыдущем сообщении я пропустил два слова. Должно читаться, конечно, так.

    Но я думаю, что еще и в возможности в проявлениях своей личности не быть обусловленным законом необходимости.

  • Алексей

    Подобие в тождестве Макрокосма и Микрокосма, поскольку абстрактный Христос есть Логос.
    Несотворенность и противоочевидная ей тварность, несовершенство человеческой формы и благость инобытия являются антиномиями, которые не разрешают проблемы частного существования — без прямой связи со Спасителем.

    Об этом —
    http://blog.predanie.ru/article/o_shtrikh_kodakh_i_antikhristovoy_pechati_
    С тех пор как в 2005 году мой ум стал публичным местом в процессе ментально телепатического сканирования и копирования в моделях, тождество Микрокосма и Макрокосма проявляется для меня в более явном виде — но духовные феномены, свойственные этому, скорее принадлежат нижним мирам, адские, а не человеческие.
    И что здесь может сделать один человек?…

  • Гость

    Получается, что Бог:

    [B][I]27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.[/I] [/B]
    [B]а потом:[/B]
    [B][I]31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.[/I] [/B]
    [B]а потом:[/B]
    [B][I]7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.[/I] [/B]
    [B]потом:[/B]
    [B][I]15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.[/I] [/B]
    [B]потом:[/B]
    [B][I]18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.[/I] [/B]

    [B]потом наречение имен животным и только потом:[/B]

    [COLOR=#00A650][B][I]22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.[/I] [/B][/COLOR]

    [COLOR=#00A650][B][I]23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.[/I] [/B][/COLOR]

    [COLOR=#00A650][B][I]24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.[/I] [/B][/COLOR]

    [COLOR=#00A650][B][I]25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.[/I] [/B][/COLOR]

    ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ЭТО ДВА РАЗНЫХ АКТА, т.е. 4 разных человека
    1) сотворил по образу и подобию мужчину и женщину (6 день)

    2) [B][I]И создал Господь Бог человека [/I][/B]
    [B][I] из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.[/I] [/B]

    Потом наречение животных и только потом Ева из ребра!!!

    т.е. Вначале сотворил по образу и подобию, а потом создал из праха земного…!!!

    и не в шестой день (2х других Адама и Еву) а позднее!!!

  • Светлана

    Никогда раньше не обращала внимание на то что все- люди и животные были травоядными.
    Спасибо большое за рассылку.
    Dj4w8