Сайт, посвященный евангельским группам в Православии

Ольга Лашкова. О Евангельских группах

В короткой статье Ольга Лашкова, прихожанка храма свв.Косьмы и Дамиана в Шубине (Москва) рассказывает об истоках современного совместного чтения Писания в России, а также о храмовых евангельских группах. Источник

Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф 18, 20)

Когда кончаются богослужения, наш храм наполняется тишиной и покоем. Однако многие прихожане не расходятся, а продолжают общение во всех свободных помещениях: евангельские молитвенные группы начинают свои занятия. Таких групп при нашем храме несколько десятков. Одни возникли недавно, другие собираются регулярно более десятка лет практически со времени начала восстановления храма.
И тогда, и теперь люди приходят в группы для совместного чтения и изучения Священного Писания. Как сказано в предисловии к книге Н.Н. Соколовой «Под покровом Всевышнего»: «Большинство людей, впервые берущих в руки Священное Писание, исполнены какого-то предвзятого чувства, что речь в нём идет о высоком, величественном и недосягаемом для понимания простого человека. И вдруг… оказывается, что Священное Писание — истина, максимально приближенная к современной жизни, где через описание событий и людей для многих открываются свои собственные черты характера, слабости и грехи».
Часто после катехизации, то есть знакомства с первоосновами христианской веры (что необходимо для крещения во взрослом возрасте), людям хочется изучать Священное Писание и дальше — в богословском, в историческом плане, а, главное, — для духовной встречи с Христом. Хочется осознать своё существование, себя самого в свете Его жизни и Его учения. Эти собрания вокруг Иисуса Христа, вокруг слова Божия помогают проходить школу общения, школу взаимопомощи, любви к Богу и ближнему.
Они учат совместной молитве и обращению к Богу за помощью в трудных жизненных обстоятельствах, выпадающих на долю каждого человека.
Такие группы насчитывают от 5 до 15 человек, а ведёт занятия человек, воцерковлённый, хорошо знающий Священное Писание, получивший благословение священника на эту деятельность. Ведущий – не учитель, а скорее организатор встреч, духовно развивающийся вместе со всеми.

Традиция совместного чтения Евангелия в России уходит своими корнями во вторую половину XIX века, когда Библия была переведена на русский язык. В Москве и Петербурге возникли общества любителей духовного просвещения. Позже, уже в начале ХХ века, проводились ставшие впоследствии знаменитыми религиозно-философские собрания представителей Церкви и интеллигенции, намечались церковные реформы, которые должны были оживить приходскую жизнь, содействовать духовному просвещению людей.
Однако после Октябрьского переворота 1917 года какая-либо общинная жизнь вокруг храмов преследовалась. Сейчас по крупицам, из мемуарной литературы можно узнать, что и в те годы, когда за веру во Христа можно было заплатить жизнью или долгим сроком заключения, люди не только посещали богослужения, но и собирались для молитвы, чтения Евангелия.
Об этом рассказано, в частности, в упоминавшейся уже книге Н.Н. Соколовой «Под покровом Всевышнего». Наталья Николаевна — дочь известного духовного писателя и богослова Николая Евграфовича Пестова, в чьём доме в 1930-е годы собирались «маросейские (духовные дети отца Алексия Мечёва. – О.Л.), прибывшие из ссылок монахини, тайные священнослужители». На Рождество устраивалась ёлка, на которую приглашались дети репрессированных верующих. Священники, преследуемые властями, служили литургию в доме у Пестовых. Летом храм устраивали в пустующей даче. И слово Божие всегда звучало на этих встречах.
После войны в домашних, подпольных кружках продолжалась работа: православные христиане встречались для чтения Писания, занятий богословием. Об одном из таких кружков рассказала З.А.Масленникова в книге «Жизнь отца Александра Меня». Он собирался в доме Т.И.Куприяновой, бывшей прихожанки отца Алексея Мечёва, вдовы богослова-апологета Фиолетова. Эта замечательная женщина вела у себя дома религиозный семинар, который посещал подросток Алик Мень, будущий отец Александр. «Татьяна Ивановна регулярно собирала на дому молодежь и проводила с ними занятия по Символу веры, по Священной истории. Беседы часто принимали богословско-философский характер, переходили в общее обсуждение, споры. Живой и смелый ум этой женщины делал еженедельные занятия прекрасной школой …»
Когда в конце 1970-х годов кандидат богословия протоиерей Александр Мень служил в храме Сретения Господня в Новой Деревне и у его прихожан, многие из которых приезжали из Москвы, возникла потребность углублённого изучения Писания, он одобрил создание малых групп для проведения занятий. Прихожане, человек по семь –двенадцать, стали регулярно собираться по домам… Активно действующий приход привлек внимание властей, отец Александр начал подвергаться преследованиям, мог быть арестован. З.А Масленникова вспоминает: «Приходилось соблюдать конспирацию. Группам надо было постоянно менять место встреч, приурочивать их к гражданским праздникам, ко дням рождения…
Духовные эти образования оказались жизнеспособными. Отец Александр называл их «общениями». Он принимал самое деятельное участие в этом начинании: подбирал руководителей, помогал в составлении программ, снабжал учебной литературой, создавал религиозные диафильмы и сам участвовал во встречах, охотнее всего – на правах рядового члена».
Отец Александр проводил для своих прихожан домашние беседы о вере и Церкви. Он говорил им, в частности, о том, что общение в евангельских молитвенных группах – необходимая составляющая жизни христианина. А всего этих составляющих – четыре: ежедневная молитва, чтение Евангелия и вообще Священного Писания, а также Евхаристия и молитвенное общение… «Главное – держать все четыре момента… Как стоит стол: одна ножка выпадет – он колеблется, ломается вторая – он падает».

В начале 1990-х пришла свобода, которая коснулась и церковной жизни: началось воссоздание порушенных храмов, открылись православные университеты, катехизаторские курсы, и верующие наконец смогли безбоязненно собираться вместе для молитвенного общения.
Прошло уже более 15 лет, как восстановлен наш храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине, и все эти годы не ослабевает активная катехизаторская работа, действуют малые группы, проводятся библейские семинары.
Наши пастыри часто напоминают о том, что участие в богослужении должно дополняться совместными делами веры, молитвой, чтением Писания, взаимопомощью. Прихожане нашего храма чувствуют себя общиной, которая, укрепляясь, соединяется в единое целое, в Церковь. Ибо слово Божие живо и действенно… (Евр 4, 12)