Сайт, посвященный евангельским группам в Православии

Неделя 1-ая Великого поста. Торжество Православия

Татьяна Зайцева | Воскресенье, Сентябрь 23, 2018

   Евангельское чтение

Евангелие от Иоанна, глава 1

43 На другой день [Иисус] восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44 Филипп же был из Вифсаиды, из [одного] города с Андреем и Петром.
45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

(Ин.1:43-51)

   Методический материал

Вопросы на понимание текста

  • Каким образом в числе учеников Христа оказываются Филипп и Нафанаил?
  •  Почему Филипп не спорит с Нафанаилом и ничего ему не доказывает, а просто говорит — «пойди и посмотри»?
  • Почему Христос говорит о Нафанаиле, что в нем нет лукавства так, что Нафанаил это слышит?

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях.

 

Вопросы  для связи с жизнью

  • Чему мы можем научиться у апостола Филиппа, особенно в плане ведения дискуссий о вере?

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях

 

Для индивидуальных размышлений

  • На какие строчки больше всего отзывается ваше сердце?
  • Чему это учит вас?

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях.

 

 

  Толкования

   Протоиерей Александр Шаргунов.Толкование Евангелиe в неделю первую Великого поста

Протоиерей Александр Шергунов   На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. 

Читать дальше

  Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

  В день Торжества Православия мы приносим благодарение нашему Господу за великий дар — самый великий, какой только может быть дан человеку, — исповедание истинной веры. Как оказались мы в Православной Церкви? На чьи молитвы о нас ответил так щедро Господь? Отозвался на наше желание понять себя, на наш поиск смысла жизни, на наши самые сокровенные чаяния, на наше самое глубокое желание достигнуть полноты бытия? Или, может быть, мы называем себя православными только потому что мы родились в православной семье, в некогда православной стране, где и сегодня большинство населения, согласно официальной статистике, называют себя православными?

  В сегодняшнем Евангелии сказано, что Филипп был призван непосредственно Самим Христом — не так, как Андрей, которого направил ко Христу Иоанн, или как Петр, приглашенный своим братом. У Бога разные пути приведения избранных Своих к Себе. Иисус находит Филиппа. Христос искал нас и нашел нас, прежде чем мы могли заинтересоваться Им. Имя Филипп — греческого происхождения, употребительное среди язычников, но Христос не меняет его имени. Он был призван на следующий день. Когда речь идет о деле Божием, мы не должны потерять ни единого дня. Господь решил отправиться в Галилею. Христос найдет всех, кто дан Ему. Филипп стал учеником силой Христа, Который, проходя мимо него, сказал: «Следуй за Мной». В Евангелии сказано, что Филипп был родом из Вифсаиды, как Андрей и Петр. У Вифсаиды была дурная слава (Мф. 11, 21). Но и там был остаток, согласно избранию благодати. И сегодня Отечество наше, утратив былое величие, стало посмешищем в глазах многих. Но у Господа везде есть Свои люди.

  Нафанаил был приведен ко Христу Филиппом. Хотя Филипп сам только что узнал Христа, он торопится найти своего друга. Филипп говорит: «Мы нашли Того, о Ком писали Моисей и пророки». Какую радость пережил Филипп от встречи со Христом: «Мы нашли Того, Кого так долго желали увидеть»! Наконец-то, Он пришел, Он пришел, и мы нашли Его! Какое преимущество для него было в том, что он хорошо знал Писание Ветхого Завета, которое уготовляло его ум для принятия Евангельского света. Не для того ли в течение всего Великого поста Церковь предлагает нам так обильно чтение Ветхого Завета? Филипп по наивности своей говорил: «Мы нашли Его». На самом деле Христос нашел их прежде, чем они нашли Христа. Они не познали Его, как говорит апостол Павел, но были познаны Им.

  И мы слышим возражение Нафанаила: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Его осторожность не предосудительна. Святые отцы говорят, что мы должны всегда проявлять осторожность в рассмотрении истины. Наше правило: все испытывай. Его возражение проистекало из неведения. Он говорил, что Мессия не должен быть из Назарета, и был прав, но он не знал, что Христос родился в Вифлееме. А слова Филиппа: «Иисус из Назарета» вызвали это возражение. И вот краткий ответ Филиппа: «Иди и посмотри». Наших знаний может быть достаточно для нас самих, но их может оказаться недостаточно, чтобы заставить замолчать наших искусных противников. Мудрость и ревность по истине заключается в том, чтобы когда мы не находим как ответить вопрошающим нас, мы направляли их к тому, кто может. «Иди и посмотри». Идем вместе, я пойду с тобой. Сколь многие оказываются вне истинной веры из-за нелепых предрассудков, которые они составили о Православии (на основании случайных обстоятельств, вовсе не раскрывающих суть его).

  Что же произошло в этой встрече Нафанаила с Господом Иисусом Христом? Нафанаил не напрасно пришел и увидел. Вернее, Христос увидел его идущим к Нему и сказал стоящим рядом: «Вот истинный израильтянин». Господь похвалил его, потому что знал, что он — смиренный человек. Нафанаил возражает Христу, но Господь видит его сердце. «Вот истинный израильтянин», «ибо не все Израиль, кто от Израиля». Но здесь — истинный израильтянин. Истинный последователь доброго примера богоизбранного народа. Это был истинный сын праведного Иакова, тот, кто истинно исповедал веру Израиля, тот, чье исповедание веры было согласно с его жизнью. Он иудей внутренне, потому он — христианин. Он тот, в ком нет никакой фальши. Нет ничего лживого по отношению к людям, тот, кому можно доверять. И нет ничего лживого по отношению к Богу, искренний в покаянии в своих грехах. Истинный израильтянин — православный христианин — чудо Божественной благодати.

  Нафанаил с удивлением слушает Христа. «Откуда Ты меня знаешь?» Он искренне поражен, он не попался на похвалу. Знает ли нас Христос? Стремимся ли мы знать Его? И Христос показывает ему Себя: «Прежде чем Филипп позвал тебя, Я видел тебя». Христос дает ему понять, что раньше знал его, и тем самым являет Свое Божество. Прежде чем Филипп позвал его, Он видел его под смоковницей. Христос знает нас — прежде чем у нас будет какое-либо знание о Нем. Взор Господа был на Нафанаиле, когда тот был под смоковницей. Это было то, что никто, кроме Нафанаила, не мог знать. Очевидно, Нафанаил молился, стоя под смоковницей, размышляя о тайне грядущего

  Мессии, и сердца его коснулась небесная благодать. Так он обрел истинную веру в Иисуса Христа. «Равви, Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев».

 Мы видим, как твердо, всем сердцем исповедует он эту веру. Он исповедует пророческое служение Господа, называя Его Учителем. И он исповедует Его Божественное служение и Божественную Его природу, называя Его Сыном Божиим. Если Он Сын Божий — Он Царь Израиля Божия, всех людей, призванных ко спасению.

  В ответ Христос тотчас открывает большее Нафанаилу: «Ты веруешь, потому что Я сказал, что видел тебя под смоковницей». Сердце Нафанаила было заранее приготовлено к восприятию истины, и Господь обещает ему большую благодать в утверждении в истинной вере. «Больше этого увидишь», — говорит Христос. Большие чудеса и чудо Воскресения. Кто хранит истинную веру, тому будут даны большие удостоверения в ней. И каких бы откровений ни сподоблялись мы здесь, на земле, у Господа всегда еще есть большее для нашего просвещения и утешения.

  И Господь обращается ко всем, познавшим истинную веру: «Отныне будете видеть небо отверстым». «Истинно говорю вам», — возвещает Христос, придавая исключительный вес Своим словам, в полноте утверждая то, что несомненно истинно. Это торжественное возвещение Откровения Божия. Нафанаил исповедал Его Сыном Божиим и Царем Израилевым. Христос же Сам называет Себя Сыном Человеческим, являя Свое смирение и показуя Свое совершенное приобщение нашей судьбе. Господь говорит: «Отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Это исполнилось в многоразличном служении Ангелов нашему Господу — до Креста Его и Воскресения. До Его Вознесения, когда Он завершил Свое спасительное служение роду человеческому, и небо открылось, чтобы принять Его, и Ангелы Божии восходили и нисходили к Нему. Это дано было видеть апостолам. Это дано зреть всей апостольской Церкви. Это торжество мы празднуем сегодня. Всякий дар совершенный нисходит свыше. Христос — начало и конец, камень основания и краеугольный камень. Как говорит апостол Павел: «Все Им стоит» (Кол. 1, 17). И Церковь Божия, по слову преподобного Силуана, крепка святою мыслью и терпением. Вот ответ о значении чистоты нашего исповедания — Христос. Потому не будем никогда ничего просить у Бога, кроме Бога. И избавления от всего, что мешает быть с Богом. От всякого ложного мудрования о вере и от всякого греха. Все остальное приложится.

  Cвятитель Кирилл Александрийский. Толкование Евангелие в Неделю 1-ую Великого поста.

Cвятитель Кирилл Александрийский  Ин.1:43 Во утрий восхоте изыти в Галилею, и обрете Филиппа и глагола ему Иисус: гряди по Мне

  Одного образа мыслей с предшествующими учениками был Филипп и был вполне расположен к следованию за Христом. Господь знал, что и он будет добрым учеником, а потому и говорит: «следуй Мне», этими словами указуя на благодать, даруемую ему, — и тем, что повелевает ему следовать за Собою, свидетельствуя о добродетельной жизни его. Ведь Он не избрал бы такого, кто не был бы вполне достоин этого. 

Читать дальше

  Ин.1:45Обрете Филипп Нафанаила и глагола ему: Егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса сына Иосифова, иже от Назарета

  Ученик сей весьма быстро приносит плод, так что является чрез это родственным по духу прежним ученикам. «Обретает Нафанаила», не просто и случайно встретив его идущего, но после тщательного искания его, ибо знал его как весьма трудолюбивого и любомудрого. Потом говорит ему, что обрел Христа, возвещаемого во всем Божественном Писании, беседуя с ним не как с невеждой, но как с отличным знатоком знамений премудрого Моисея и пророков. У иудеев же господствовало неверное мнение о Спасителе нашем Иисусе Христе, что Он происходил из города или селения Назарет, хотя Божественное Писание ясно называет Его вифлеемлянином; «и ты», сказано, «Вифлееме доме Ефрафов, еда мал еси,еже быти в тысящах Иудиных? из тебе мне изыдет (Старейшина),еже быти в князя во Израили, и исходи Его из начала от дней века» (Мих.5:2). Он был только воспитан в Назарете, о чем в одном месте засвидетельствовал и Евангелист, сказав: «и прииде в Назарет, идеже бе воспитан» (Лк.4:16). Но Он был не оттуда, но откуда — уже сказали мы, а вернее — засвидетельствовал глас пророка. Итак, следуя мнению иудеев, Филипп говорит: «Иисус иже от Назарета. »

  Ин.1:46И глагола ему Нафанаил: от Назарета может ли что добро быти?

  Легко соглашается Нафанаил с тем, что появление ожидаемого из Назарета есть дело великое и славное. Впрочем, не один только Назарет принимает он в качестве доказательства, но, обладая знанием закона и пророков, он, как многоученый человек, быстро уразумевает это.

  Ин.1:46Глагола ему Филипп: Прииди и виждь

  Для удостоверения, говорит, будет достаточно только посмотреть Его, и как только вступишь в беседу с Ним, сейчас же признаешь и без колебания скажешь, что Он действительно есть Ожидаемый (Христос). Некая Божественная и несказанная благодать, как надо верить нам, изливалась в словах Спасителя и пленяла слушателей, о чем написано так: «вси дивляхуся о словесех благодати, исходящих из уст Его» (Лк.4:22), так как слово Его обладало действенной силой и было в состоянии убеждать (Мф.7:28—29).

  Ин.1:47Виде Иисус Нафанаила грядуща к Себе и глагола о нем: се воистину израильтянин, в немже льсти несть

  Еще не употребив доказательства посредством знамений, другим способом Христос старается убедить Своих учеников, и именно наиболее благоразумнейших из приходивших к Нему, — в том (убедить), что Он хотя и есть Сын и Бог по природе, но пришел в человеческом образе для спасения всех. Какой же это способ употребил Он для удостоверения? Очевидно — Божеское знание, так как всеведение свойственно одному только Богу. Посему Он и Нафанаила принимает, не лестью увлекая его к расположению к Себе, но удостоверяя его в том, что Он знает сердца, как Бог.

  Ин.1:48. Глагола Ему Нафанаил: како мя знаеши?

  Начинает удивляться Нафанаил и призывается к вере уже твердой. Но он еще желает знать, откуда Он имеет знание о нем, ибо весьма точны любомудрые и боголюбивые души. А может быть, подозревает он и то, что Господь узнал что-либо о нем от Филиппа.

  Ин.1:48Отвеща Иисус и рече ему: прежде даже не возгласи тебе Филипп, суща под смоковницею видех тя

  Спаситель рассеял подозрение его, сказав, что еще прежде встречи и беседы с Филиппом Он видел его под смоковницей, хотя и отсутствовал телом. Весьма благополезно называются и смоковница и место, служа удостоверением того, что его видел Христос, ибо, точно узнав это, он легко мог принять и все связанное с этим.

  Ин.1:49. Отвеща Нафанаил и глагола Ему: Равви, Ты еси Сын Божий , Ты Царь еси Израилев

  Знал Нафанаил, что один только Бог испытует сердца и никому из людей не дано знать помышления другого, при этом имея, вероятно, в виду изречение псалма: «испытаяй сердца и утробы Бог» (Пс.7:10), где это свойство (всеведение) Псалмопевец исключительно относит к одной только Божественной природе, и ни к кому другому. Итак, когда узнал, что Господь видит еще не выраженные звуками и только в уме вращавшиеся мысли, тотчас же называет Его учителем и, охотно становясь учеником Его, исповедует Сыном Божиим и Царем Израилевым, Богом по природе признавая Того, Кому принадлежат свойства Божества.

  Ин.1:50Отвеща Иисус и рече ему: зане рех ти, яко видех тя под смоковницею, веруеши: больша сих узриши

  Ты соделаешься, говорит, еще более твердым в вере, когда увидишь больше сего. И в самом деле, кто уверовал по одному только знамению, как не соделается гораздо более твердым в вере, когда пред ним будут явлены уже достопримечательнейшие чудеса?

  Ин.1:51. Аминь, аминь глаголю вам: узрите небо отверсто и Ангелы Божия восходящия и нисходящия над Сына Человеческаго

  Запечатлевая веру Нафанаила, обращает речь уже ко всем. Когда узрят, говорит, «Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих на Сына Человеческаго», то есть служащих Ему и исполняющих Его повеления относительно спасения имеющих уверовать (людей), тогда-то особенно и откроется Он как Сын Божий по природе. Ведь не друг другу, но, конечно, Богу служат эти духовные Силы. Мы не отрицаем подчинения между Ангелами, но это было бы несправедливо называть служением, относительно же Христа Спасителя мы слышали от святых Евангелистов, что «Ангелы приступиша, и служаху Ему» (Мф.4:11; Мк.1:13).

   Блаженный Феофилакт (Архиепископ) Болгарский. Толкование Евангелия в Неделю 1-ую Великого поста.

Феофилакт Болгарский   На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова, из Назарета. 

Читать дальше

  Андрей, услышав от Предтечи, и Петр, услышав от Андрея, последовали за Иисусом; а Филипп, кажется, ничего не слышал и, однако же, последовал за Господом тотчас, как Он сказал ему: «иди за Мною». Чем же Филипп так скоро убедился?

  Думается, во-первых, что голос Господа произвел в душе его некоторое уязвление любви. Ибо речь Господа не просто говорилась, а сердца достойных тотчас воспламеняла любовью к Нему, как и Клеопа со спутником говорят: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил с нами на дороге? (Лк. 24, 32). Во-вторых, так как Филипп имел озабоченное сердце, постоянно занимался писаниями Моисеевыми и всегда ожидал Христа, то как увидел Его, тотчас убедился и говорит: мы «нашли» Иисуса, а это показывает, что он искал Его. Потом, Филипп не узнал ли чего-нибудь о Христе от Андрея и Петра? Вероятно, беседуя с ним, как соотчичем, они рассказывали ему и о Господе. Кажется, на это намекает евангелист, когда говорит, что Филипп был из города Андреева и Петрова. Сей город был небольшой и приличнее мог быть назван деревнею. Посему и нужно удивляться силе Христовой, что Он лучших учеников избирал из среды не приносящих никакого плода. — Филипп также не удерживает добра за самим собою, но передает Нафанаилу, и как Нафанаил был сведущ в законе, то Филипп отсылает его к закону и пророкам, потому что он прилежно упражнялся в законе. Называет Господа Сыном «Иосифовым», потому что в то время считали его еще Сыном Иосифа. — Называет Его «Назарянином», хотя Он собственно был вифлеемлянин, потому что Он родился в Вифлееме, а воспитался в Назарете. Но как рождение Его было многим неизвестно, а воспитание известно, то и называют Его Назарянином, как воспитавшегося в Назарете.

  Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Филипп сказал, что Христос из Назарета, а Нафанаил, как более сведущий в законе, знал из Писаний, что Христос должен прийти из Вифлеема, и потому говорит: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит: поди и посмотри, — зная, что Нафанаил не отстанет от Христа, если послушает Его речей. — Христос хвалит Нафанаила как истинного израильтянина, потому что он не сказал ничего ни в пользу, ни против Его; ибо слова его происходили не от неверия, а от осмотрительности и от ума, знавшего из закона, что Христос придет не из Назарета, а из Вифлеема. — Что же Нафанаил? Не увлекся ли похвалою? Нет, он желает узнать нечто яснее и точнее, и потому спрашивает: почему Ты меня знаешь? Господь сказывает ему то, чего не знал никто, кроме его самого и Филиппа, то, что было говорено и делано наедине, и таким образом открывает Свое Божество. Филипп беседовал с Нафанаилом наедине, когда никого не было под смоковницею, однако же Христос, и не быв там, знал все, почему и говорит: Я видел тебя, как ты был под смоковницею. — Господь заговорил о Нафанаиле прежде, чем приблизился Филипп, для того, чтобы кто не подумал, что Филипп пересказал Ему о смоковнице и о прочем, о чем Он говорил с Нафанаилом. — Из сего Нафанаил узнал Господа и исповедовал Его Сыном Божиим. Ибо слушай, что он говорит далее.

  Нафанаил отвечает Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Пророчество имеет величайшую силу привлекать некоторых к вере, и его сила более чем сила чудес. Ибо чудеса могут быть представлены призрачно и бесами, а точного предузнания и предсказания будущего никто не имеет, ни ангелы, ни тем более бесы. Почему и Господь привлек Нафанаила, сказав ему и место, и то, что Филипп звал его, и что он поистине израильтянин. Нафанаил, услышав сие, почувствовал величие Господа, насколько было возможно, и исповедал Его Сыном Божиим. Впрочем, хотя и Сыном Божиим исповедует, но не в том смысле, в каком Петр. Петр исповедал Его Сыном Божиим как истинного Бога, и за то Господь ублажает его и вверяет ему церковь (Мф. 16, 16-19). Нафанаил же исповедал Его как простого человека, по благодати усыновленного Богу за добродетель. И это видно из прибавления: Ты — Царь Израилев. Видишь ли, он не достиг еще до совершенного познания истинного Божества Единородного. Он верует только, что Иисус есть человек боголюбезный и Царь Израилев. Если бы он исповедал Его истинным Богом, то не называл бы Его Царем Израиля, но Царем всего мира. За сие он и не ублажается, как Петр. Посему и Господь, исправляя его и возводя к уразумению, достойному Его Божества, говорит: будете видеть ангелов Божиих, восходящих и нисходящих над Сына Человеческого. Принимай, говорит, Меня не за простого человека, но за Владыку ангелов. Ибо Кому служат ангелы, Тот не может быть простым человеком, но истинный Бог. Сие сбылось при распятии и при вознесении. Ибо, как повествует Лука, и пред страданиями ангел с неба укреплял Его, и при гробе явился ангел, и при вознесении (Лк. 22, 43; 24, 4. 23; Деян, 1, 10). — Некоторые под «смоковницею» разумели закон, так как он имел плод, на время сладкий, а строгостью законных предписаний и неудобоисполнимостью заповедей был покрыт как бы листьями. Господь «видел» Нафанаила. На сие говорят, что Он милостиво призрел и уразумел понимание его, хотя он был еще и под законом. Прошу тебя, если ты услаждаешься подобными вещами, обратить внимание и на то, что Господь увидел Нафанаила под смоковницею, или под законом, то есть внутри закона, исследывающим глубины оного. Если бы он не исследовал глубину закона, Господь не увидел бы его. Знай и то, что «Галилея» — значит низверженная. Итак, Господь пришел в низверженную страну всего мира или в естество человеческое и, как Человеколюбец, воззрел на нас, находящихся под смоковницею, то есть под грехом, усладительным на время, но с которым соединена и не малая острота по причине раскаяния и тамошних будущих казней, и — тех, которые признают Его Сыном Божиим и Царем Израиля, видящего Бога, избрал Себе. — Если же мы продолжим старание, то Он удостоит нас и больших созерцаний, и мы будем видеть ангелов, «восходящих на высоту божественного знания Его и опять «нисходящих», потому что не достигают полного познания Существа непостижимого. — И иначе: «восходит» некто, когда занимается размышлением о Божестве Единородного; «нисходит», когда охотно занимается размышлениями о воплощении и нисшествии в ад.

   Протоиерей Дмитрий Смирнов. Толкование Евангелие в Неделю 1-ю Великого поста

протоиерей дмитрий смирнов  Господь «восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром» (Ин. 1, 43-44), которых Господь уже призвал раньше, чтобы они пошли за Ним и сделались Его учениками. «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1, 45-46).  

Читать дальше

  Потому что Назарет – город Галилейский, каждый еврей знал, что из Галилеи пророк не приходит. «Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1, 46-49) – признал Его Мессией. То есть то, что ему посоветовал Филипп: пойти и посмотреть, оказалось успешным – он убедился.

  «Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам, – обращаясь уже ко всем своим ученикам, – отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1, 50-51).

  Вот такое чтение из Евангелия от Иоанна с самого начала избирает Святая Церковь на празднование Торжества Православия. Почему именно это Евангелие? Можем задать себе вопрос и постараемся на него ответить. Потому что, к сожалению, сейчас, особенно последнее время, очень часто слово «Православие» звучит среди людей, в обществе, иногда с оттенком пренебрежения, осуждения, иногда в знак того, что человек испытывает к этому явлению некий пиетет, уважение, восхищение. А тут ныне праздник Торжества Православия. И вот очень важно нам понять, просто необходимо, если мы хотим быть православными христианами, что же это такое. И вот Господь отвечает на этот вопрос, видя Нафанаила. Он говорит: «вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1,47). Истинный христианин – это не тот, который по средам и пятницам не ест сала. Истинный христианин – это не тот, кто по воскресеньям ходит в Церковь. Истинный христианин – это не тот, кто постоянно причащается. Истинный христианин – это не тот, кто утром и вечером читает правило: утренние молитвы и на сон грядущим. Истинный христианин – это не тот, кто после Причастия читает благодарственные молитвы. Это всё внешние признаки. Потому что такой христианин может стоять и читать благодарственные молитвы, но дверь открылась, и кто-то из домашних говорит: «Маш, ты не могла бы…» – «Ты что, не видишь, что я молитвы читаю?» Лучше их не читать, чем так реагировать на обращение к тебе кого-то из домочадцев.

  Был такой случай в одном древнем монастыре. Довольно часто одни монахи ходили к другим, чтобы чему-то поучиться. Книг тогда не так много было по той причине, что они ещё не были написаны. Приходили, спрашивали. В один монастырь пришли, и им предложили на трапезу овощи варёные. А один из пришедших говорит: «Извините, а мы варёного ничего не едим». Наставник, который был среди них, говорит: «Лучше бы тебе есть кровавое мясо, чем сказать то, что ты сказал». Потому что Господь, только видя тайное, воздаёт человеку явно. А обнажать свои подвиги перед людьми православному христианину считается неприличным. Если ты в гостях, заказывать себе отдельный стол – это верх неприличия для христианина. А чтобы вести себя прилично, невозможно написать кодекс приличного поведения. Хотя такие попытки были, даже Пётр I такие регламенты составлял: о том, что нельзя сморкаться, нельзя спину чесать, и так далее. Потому что в конце XVII – начале XVIII вв. народ ещё был вполне дикий, и какие-то правила приличия, которые Пётр I подглядел в Европе, он пытался внедрить в молодую среду тех людей, которые выразили готовность быть его сподвижниками. Но всё описать невозможно. Человек должен чувствовать, почему это так, а не по-иному. В каждом регламенте есть определённый смысл. В молитвенных правилах, в посте, в чтении Писаний, в посещении храмов тоже есть определённый смысл. Этот смысл заключается в том, что в итоге, в завершении, каждый человек должен прийти к тому, чтобы в его сердце не было лукавства. Здесь это слово применяется не в том значении повседневного русского языка, подразумевающем некую хитрость, которую люди используют в отношениях между собой, иногда что-то привирая, иногда что-то недоговаривая… Нет, в гораздо более широком смысле.

  Лукавство, если взять корень этого слова – от слова «лукавый». То есть в сердце человека не должно быть ничего от дьявола, который есть отец лжи, а в сердце должна быть благодать Божия. Но, к сожалению, этого достичь не только трудно, это вообще человеку невозможно. Только Сам Господь избирает некоторых людей, которые Ему угодны, и поселяется в их сердце Своею благодатию. И вот эта благодать Божия и вытесняет из сердца человека всё лукавое, всё то, что от дьявола. Задача только в одном: как сделаться таким угодным Богу человеком. Некоторых мы так и называем: Николай Угодник. Почему он угодник? Не потому, что он людям угождал, нет. А потому, что он результатом своей жизни получил то, что он стал угоден Богу. Поэтому все наши правила, все порядки, все обычаи направлены только к одному: чтобы каждый из нас стал угодным Богу. А для этого нужно понять: а что Бог-то от нас хочет? Как человек может угодить Богу? Это нужно очень глубоко понять и этому следовать. Тогда результатом этого следования и появится вот это искомое.

  И, конечно, для Бога очень важно, чтобы это наше стремление было не перед людьми, напоказ, потому что угодить людям – это мы умеем более или менее неплохо, если умеем как-то собой владеть. Есть определённое количество людей, их немало, которые владеть собою никак не могут, это самый тяжелый случай: что взбредёт в голову, то он и говорит, что почувствует, то и высказывает, какие чувства есть в душе, те тут же отражаются на лице. И обычно от таких людей все шарахаются и стараются быть от них подальше, потому что с ними просто невозможно ни о чём договориться, вступить в какие-то отношения. Что-то малейшее, скажем, солнце зашло за тучку или (кому больше нравится) тучка набежала на солнце, а он уже раздражается: «Ну вот, опять солнце куда-то делось!», а это раздражение тут же обращается на того, кто рядом сидит, или на кошку, которая вдруг оказалась рядом, он её ногой пинает, она начинает пищать, жена говорит: «Чего ты трогаешь животное?!», ну и пошло-поехало, осталось только ножи взять и друг друга порезать. Один другому надоел, и началось… Такое, к сожалению, тоже бывает.

  Но те люди, которые умеют собою управлять: промолчать или, наоборот, что-то вовремя подсказать, чем-то помочь, то есть как-то регулируют свою жизнь, угождать людям очень даже умеют. Особенно можно наблюдать это на всяких юбилеях. Послушаешь, что люди говорят со стаканом в руках – ну, после последней рюмки уже можно канонизовать человека. Такой хороший, такой распрекрасный, что либо его похоронить сразу (потому что так ещё на похоронах говорят: какой он был замечательный человек, какой прекрасный), либо уж канонизацию проводить срочно, пока не забыли. Это о чём говорит? Что люди понимают, что может понравиться другому человеку. А вот с Богом это не проходит. Потому что, какие бы ты эпитеты для Бога поэтические ни подбирал, всё это оказывается весьма бледно: Бог настолько совершенное Существо, что мы не можем это даже описать. Это гораздо выше возможностей нашего ума, образования, языка и так далее. Он даже в этом не нуждается совершенно. А в чём он нуждается? Он нуждается в том, чтобы мы исполняли Его волю. Если наши дети хотят, чтобы мы исполняли их волю, это потому что они своевольны. А Бог по другой причине: потому что Его воля – это для нас благо, а Он желает нам блага. Вот нам как всеядным существам из отряда млекопитающих, к коим люди относятся, в пищу полагаются белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы, клетчатка, вот это всё должно нам в рацион входить. Если мы нарушаем, расстраивается наше здоровье. Богу угодно, чтобы наше питание состояло из этого. Потому что Он не для того нас произвёл на свет (с помощью наших родителей, конечно), чтобы мы погибали от недостатка железа в крови, или чтобы тело наше сжирало собственный белок, совсем не для этого. А чтобы мы потрудились и для Него, и для остальных людей. Вот для чего. Для того, чтобы каждый человек, будучи всего лишь млекопитающим, имел возможность послужить Богу. Будучи далеко не Ангелом, а будучи после Адама с Евой падшим существом, тем не менее, иметь возможность послужить Богу. Вот падшие ангелы, бесы, не имеют такой возможности. А нам дана такая возможность. Каждый человек, родившийся на земле, будучи грешным существом, и потерявшим Бога, может стать угодным в очах Божиих, и может Богу послужить. Это великое благо, это великий дар. И если человек хочет быть христианином, есть только этот единственный путь. А из тех людей, которые не хотят быть христианами, Господь никого и не заставляет, и не понуждает.

  Это только мы друг друга понуждаем. Каждый день ко мне приходят десятки людей и спрашивают у меня и, наверное, у других священников тоже, как заставить своего сына, дочь, племянника, внука стать христианином. Я давно уже нашёл способ, сегодня одному дяденьке сказал. Обычно я говорил: «шестизарядный карабин», а сейчас почему-то сказал: «винтовка»… Наверное, устал… А, вот, почему… Он спросил: «Как привести сына в церковь?» Я говорю: «Очень просто. Один выстрел в потолок, а потом дуло между лопаток, и он как миленький придёт в церковь». Здесь его приковать, у нас там в стенке крючки есть. Раз ему – наручничек, и он отстоит как миленький. А если заорёт, так я его сам утихомирю, потому что в церкви нужно вести себя тихо. Вот и привели в церковь. Но будет ли это угодно в глазах Божиих? Ну конечно, нет. И в этом вообще нет никакого смысла. Нет никакого смысла насильно кого-то причащать, насильно кого-то постить, насильно кого-то заставлять. Более того, это прямо противоположно воле Божией. Бог этого не хочет. Бог хочет, чтобы человек выбрал сам. Он говорит Филиппу: «Следуй за Мной». Филипп мог бы сказать: «Да пошёл ты…» Но Филипп пошёл, стал апостолом. Прошло две тысячи лет, и мы читаем: «Филипп». Иконы пишут, храмы возводят в честь апостола Филиппа. Пост Рождественский называется Филипповым. Мы умрём, через 50 лет никто не вспомнит, что мы жили, что мы делали и так далее. Прошло две тысячи лет, а Филиппа за то, что он пошёл, когда его Христос позвал, человечество будет помнить до последнего дня своего земного существования. Тот же путь Господь каждому из нас предлагает. Но предлагает добровольно, а не чтоб туда загонять. Русский народ говорит: «Невольник не богомольник».

  Можно из-под палки молиться заставить. Некоторые говорят: «Я не могу молиться». Я любого (и женщину, и мужчину) за пять минут могу заставить молиться. Два удара в корпус, один в голову, и попробуй не помолись. Всё прочтёт, и нараспев, и по два раза каждый тропарь, все как милый. Но зачем это надо? Молитва – это не труд из-под палки. И когда мы говорим «раб Божий», то мы говорим «раб» не потому, что он боится своего хозяина, боится наказания, боится плётки. А раб потому, что он трудится для Бога, работает для Бога, потому что он свою жизнь так выстраивает, что он всё делает для Бога, так, как Богу было бы угодно, чтобы Богу это было по нраву, чтобы он был для Бога люб. Вот когда дети что-то не так делают, мать порой говорит: «Глаза б мои на тебя не смотрели». Почему? А потому что противно. А когда ребёночек сидит тихо играет, или вдруг произошло чудо из чудес: например, поиграл и складывает аккуратно за собой игрушки (может, заболел или с ума сошёл), вот тогда матери любо на него смотреть. Всё очень просто: маленького человека нужно этому учить, причём не один год. И показывать в этом пример. Тогда, может быть, он к этому потянется и захочет того же. Только так. Христианство так вот зажигается, как от свечечки к свечечке. А если заставить – ничего не получится, потому что в основе христианства лежит любовь к Богу. Человек должен полюбить Его, увидеть в Нём своё спасение. Человек должен увидеть, что его спасение в Боге, и только Бог может его вырвать из этого ада, в котором он живёт… Вот это отношение любви к Богу должно быть совершенно свободно и совершенно искренне. Конечно, мы существа довольно лживые, потому что всё время с людьми общаемся, с людьми всегда сложные взаимоотношения, что-то нужно изображать из себя и так далее, существуют всякие ритуалы. Самый распространенный: «Если хочешь, чтобы тебе поверили, лучше соври», потому что любой человек скорее поверит лжи, чем правде. Почему? Потому что ложь для человека это вещь родная. Когда ты врёшь, он как-то лучше это воспринимает, потому что это его родная стихия. А правда лживым человеком (а лживы все) отторгается. Поэтому, обычно, опоздал – соврёт с три короба. Нет, чтоб сказать: «Проспал» – элементарно. А ему кажется, что проспал – это неубедительно, надо обязательно, что трамваи опоздали, ещё что-то произошло. Потом это вскрывается или не вскрывается. Но это очень заметно.

  Переносить наши отношения друг с другом на отношения с Богом – это бессмысленно. Бог требует только, как Он говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). От милующего, любящего сердца приношение Богу, причём приношение не чего-то, а самого себя. Как Господь говорит: «Даждь Ми, Сыне, твое сердце» (Прит. 23, 26). Чем маленький, несчастный, больной, глупый человечек может наградить Бога? Это просто смешно. Конечно, нам приятно, когда ребёночек сам открытку нарисовал – вот небо, вот тебе солнце, вот домик, вот дымок, «С Днем рождения, мама!», шесть ошибок, она умиляется, очень хорошо. Но цена этому, если материально, то ноль. А что важно? Важно вот такое расположение, что он немножко потрудился, сам захотел, и есть у него это поздравление. Хотя для мамы, действительно, если бы он хотя бы через пять дней на шестой что-то за собой убирал, это была бы лучшая благодарность и поздравление. Но вот этого добиться трудно. А каких-то внешних знаков – гораздо легче. А Богу мы ничего не можем принести. Только своё сердце. И Бог, конечно, всегда видит, как мы видим, подходит человек к тебе с фальшивой улыбочкой или он действительно тебя любит.

  Не всегда заметно, есть ли в человеке корысть, но через некоторое время это тоже распознается. Поэтому мы и говорим: «Не спеши замуж-то, посмотри, узнай, а то потом спохватишься, поздно будет». Не всегда качество человека очень быстро распознается. Потому что все же лицемеры. Пока жених – хороший. У нас даже был такой случай, одна вышла замуж за хронического алкоголика. А он, чтоб её завоевать, год не пил ни капли. А на свадьбе так наелся, что я сказал: «Завтра же подавай на развод». Потому что по закону церковному, если человек скрыл психическое заболевание, то брак считается недействительным. А это серьёзное психическое заболевание. То есть, если бы он сказал: «Я алкоголик. Согласна ли ты со мной жить? Я буду стараться, полечусь», и так далее, то можно выходить замуж, но когда человек скрыл, это основание для того, чтобы считать брак недействительным. Но через полгода она поняла: жить с тяжёлым алкоголиком просто невозможно (все, кто проходил эту историю, это знают). Хотя какие-то лёгкие формы в первой стадии ещё терпимы. Вторую уже практически мало для кого возможно вытерпеть, третью – невозможно, а четвертая, это уже просто безвыходная ситуация, опасная для жизни.

  Большая разница между тем, как мы терпимо друг с другом взаимодействуем, и отношениями с Богом. Поэтому если мы вдруг случайно хотим быть православным христианами – я допускаю такую мысль, что кто-то из нас захочет; таких, конечно, единицы, большинство, я даже уверен, неспособны этот текст услышать, не то, что переварить, но вдруг захотят – то очень важно, чтобы отношения с Богом были абсолютно искренние, без всякого лукавства.

24 марта 2013 г.

   Святой праведный Иоанн Кронштадский. Толкование Евангелия в Неделю 1-ую Великого поста.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский   “Се воистинну израильтянин, в немже льсти несть.” (Ин 1, 47)

  Господь наш Иисус Христос сказанные сейчас слова изрек об одном израильтянине, жителе города Каны Галилейской, Нафанаиле, когда сей, по совету знакомца своего Филиппа, шел навстречу Иисусу Христу, чтобы удостовериться, Он ли именно обещанный Израилю Мессия.  

Читать дальше

  Филипп сказал Нафанаилу: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорить ему: пойди, и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорить о нем: вот, подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. 

  Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты быль под смоковницею, Я видел тебя, т. е. знал все твои помышления, твою веру, твои чаяния Мессии, твое будущее служение. Сердцеведец Господь, как видно, коснулся самой живой струны сердца Нафанаила, самой задушевной его мысли, задушевного желания, чаяния, показав ему воочию Свое божественное всеведение; и вот Нафанаил уловлен в веру Христову. Он восклицает: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев, и потом делается Его учеником, под именем Варфоломея, значить – одним из двенадцати (Ин 1,45-51) .

  Но почему в это воскресенье, называемое неделей Православия, положено Церковью читать это Евангелие, в котором повествуется о беседе Господа с Нафанаилом? Потому что в словах Господа Нафанаилу показан характер истинного или православного христианина и характер вообще истинной православной Церкви Христовой. Вот, подлинно израильтянин, – сказал Господь о Нафанаиле, в котором нет лукавства, т. е. вот человек, который право и прямо, твердо мыслит, рассуждает, верует, уповает, говорит и действует — так как Нафанаил прямо, сразу уверовал в Иисуса Христа, как Сына Божия, и уже никогда не колебался в вере и уповании, не изменял своих мыслей касательно божественного Лица Его.

  Не таков ли должен быть и истинный христианин; не таково ли должно быть все богоучрежденное общество христиан православных; не такова ли должна быть, как и есть православная Церковь? Какая высокая похвала Нафанаилу от Испытующего сердца и утробы в словах: вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства! Какая высокая похвала тому христианину, о котором Господь изрек: вот истинный христианин, в котором нет лукавства, и той Церкви, о которой Господь изрекает: вот Церковь, в которой нет лукавства, или суетных измышлений человеческих, т. е. которая вся – истинна во всем ее учении, таинствах, богослужении, управлении, во всем ее устройстве.

  А таковы именно – все наши святые угодники; такова вся православная Церковь от начала ее и доныне, как свидетельствует беспристрастная история Церкви и Сам Бог различными знамениями и чудесами, содеваемыми в Церкви. Она есть, по Апостолу, столп и утверждение истины (1 Тим 8,15); есть славная церковь, не имущая скверны или порока, или нечто от таковых (Еф 5,27).

  И какими подвигами кровавыми, какою борьбою с врагами истины, какими и сколькими смертями ревнителей чистоты, святости и православия веры и Церкви приобретено нам с вами, братия мои, православие нашей веры, руководительницы нашей к вечному животу!

  Как за сохранение и целость отечества нашего и в нем нашей веры православной пролиты реки крови нашими предками – русскими воинами и вождями, воевавшими и с язычниками, и с магометанами, и с христианами, чуждыми Церкви православной, так за сохранение православной веры пролиты реки крови апостольской, пророческой, мученической; много перенесено страданий преподобными отцами и другими поборниками веры.

  Но что же мы, чада Церкви православной? Храним ли мы это драгоценнейшее наследие – веру православную, следуем ли ее учению, заповедям, правилам, уставам, советам? Любим ли службу приносить Богу, плод устен исповедающихся имени Его (Евр 13,15)? Обновляемся ли ею; освящаемся ли на всякий день, исправляем ли себя, достигаем ли совершенства, которого достигали святые? Совершенствуемся ли в любви к Богу и ближним; дорожим ли своею верою; считаем ли за величайшую милость Божию, за величайшее и первейшее благо жизни то, что мы имеем счастье принадлежать к Церкви православной, которая есть единая, святая, соборная и апостольская? Что мы ответим на эти вопросы, если хотим отвечать по совести?

  К стыду нашему мы должны сознаться, что у многих, многих из христиан православных не только нет в сердце и в жизни веры православной, а нет даже и на языке, и она у них совсем испарилась, или же обратилась в совершенное безразличие относительно какой бы то ни было веры: католической, лютеранской, иудейской, магометанской, даже языческой. Слышим от многих, что во всякой вере можно угождать Богу, т. е. будто бы всякая вера угодна Богу, и как будто ложь и истина, правда и неправда для Бога безразличны. Вот до чего дошло у многих незнание своей веры, незнание духа и истории своей Церкви, отчуждение от ее жизни и богослужения, до чего затмилось понятие о православии, о неправославии и иноверии!

  Хроника современных происшествий рассказывает случай, что где-то в России один начальник на испытании учеников назвал нелепою историю о приношении Исаака в жертву. Это тьма, хаос, гибельное невежество! Христианин, как член Церкви, должен знать свою веру и стараться жить по вере, спасаться своею верою, потому что враги спасения нашего не дремлют и ищут нашей погибели на всякий час, – и не бросать свою веру, как какую специальность некоторых только людей, или как ненужную игрушку, свойственную только датскому возрасту, или как достояние якобы только необразованной черни.

  Мечтающим таким образом не мешало бы помнить почтенную древность нашей веры, современной началу человеческого рода и ее непосредственное происхождение от Бога, и то, что в этой вере жили и спаслись люди всякого рода, звания, состояния, пола: и цари славные и мудрые философы, и законодатели и величайшие витии, знатные и простые, богатые и бедные, мужской пол и женский, краса и слава человечества. Следует и то сказать к славе веры православной, что ни одна религия, кроме веры православной, не может привести человека к нравственному совершенству или святости и совершенному угождению Богу, что показывает и история Церкви и нетленные, чудотворные останки св. угодников Божиих и дивные подвиги святых православной Церкви, коими они совершенно угодили Богу, быв еще при жизни прозорливцами и чудотворцами. Так и быть должно по здравому смыслу: к совершенству может привести только совершенная вера со всеми божественными силами, со всем духовным всеоружием Божиим против страстной плоти, мира и диавола.

  Если же ныне многие и христиане православные живут хуже магометан и язычников, так что глава магометан в России публично, во всеуслышание всех недавно в Петербурге провозгласил похвалу своим единоверцам за то, что между ними нет таких нечестивых, как между христианами, посягающих на жизнь царей, то такая подлинно нечестивая жизнь христиан не должна ни мало, конечно, ставиться в упрек вере православной, которая непоколебима в своих началах истины и святости, по обетованию Самого Спасителя и по свидетельству истории. Такие люди, хотя вышли от нас, но они не были наши по существу, а только по имени.

  Да, братия мои, только вера православная очищает и освящает оскверненное грехом естество человеческое, растлившее обновляет, особенно посредством таинств крещения, покаяния и причащения; омраченное просвещает; уязвленное грехами врачует; оледеневшее согревает; смердящее страстями делает благоухающим посредством благодати Духа Святого; омертвевшее оживотворяет; отринувшееся от Бога воссоединяет, отчужденное от Него присвояет Ему; расслабевшее укрепляет; обезображенное возображает и украшает; падшее восстановляет; работное делает свободным; враждебное исполняет любовью, как Павла апостола и многих других; богохульное исполняет непрестанным славословием Богу; отчаянное исполняет надеждой; унылое утешает; повинное избавляет от осуждения и наказания в геенне; смятенное умиротворяет; изнемогшее укрепляет; утесненное распространяет неправедное обогащает правдою; лукавое делает простым; злое – благим; развращенное исправляет; алчное творит воздержным; блудное целомудренным; скупое щедрым; безумное умудряет; оземленевшее творит небесным; грубое утончает; плотяное одуховляет; вещелюбивое делает боголюбивым; самолюбивое – самоотверженным и вселюбящим; бесоподобное – богоподобным и – о чудо! – божественным! Вот какие чудеса творит в человеке вера православная!

  Хотите убедиться в этом? Читайте истории жизни святых, историю Церкви: и вы воочию увидите все эти чудеса в жизни святых. Вы увидите волков обратившимися в агнцев, блудников и блудниц в праведников и в равноангельных; сребролюбцев – в милостивых, сластолюбцев в воздержников, людей власти и земного величия и роскоши увидите в смиренном одеянии инока.

  Вот подлинно были истинные христиане; вот ангелы во плоти; на земле – небесные граждане, и вместе верные слуги отечества земного, как и воспоминаемые сегодня 40 мучеников Севастийских! Вот что может делать наша вера православная с теми людьми, которые искренно ее содержат и следуют ее руководству!

  От чего же она в нас не производит такой спасительной перемены? От нашего маловерия или безверия, от легкомыслия, от испорченности и нераскаянности сердца; от усилившихся в нас и овладевших нами страстей, от удаления от Церкви, оттого, что многие нимало не проникаются духом и жизнью Церкви, а многие – только слабо и более формально, неискренно держатся ее. От того же родились у нас и все современные общественные пороки: убийства, самоубийства, цареубийства, поджоги, похищение общественного имущества, непомерная роскошь, разврат, мотовство, погоня за всякими чувственными удовольствиями.

  Чтоб нам быть настоящими православными христианами, нам, прежде всего, надобно иметь живое, постоянное общение с православною Церковью, или участие в ее молитвах, учении, таинствах; прилежно изучать свою веру и проникаться и жить ее духом, руководствоваться ее правилами, заповедями, уставами, главное же – восстановить в себе истинным и глубоким покаянием образ истинного православного христианина по образу древних и новых святых или лучше – по образу Самого Господа нашего Иисуса Христа, говорящего: образ дах вам, да яко же Аз сотворих, и вы творите (Ин 13,15), да речет и о нас Господь, как некогда о Нафанаиле: се воистинну новый израильтянин в немже льсти несть (Ин 1,47). Аминь.

Данный материал подготовила
Татьяна Зайцева редактор раздела Евангельских групп

Апостольское чтение: Неделя 1-aя Великого поста. Торжество Православия. О правильной вере

  Вы можете ответить на вопросы в комментариях

Теги: , , , , , ,
  • Людмила

    Что нового, необычного Вы заметили при чтении этого отрывка? (обосновать и указать стих)

    16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
    17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

    «нового» ничего, но как то с братом мы спорили. я ему говорю только Иоанн видел Духа и слышал глас. а он мне говорит. нет ещё люди были…я ему говорю, тебе что труднее верить, если только Иоанн видел, он не ответил мне….

  • Людмила

    Почему Иоанн удерживал Иисуса и не хотел крестить Его?

    Иоанн понимал духовное превосходство Иисуса))))

  • Людмила

    Как вы думаете, что значит, «исполнить всякую правду»? (возможный перевод праведность, справедливость, порядок)

    Вот пришел человек в коллектив и чувствует в себе силу на большие свершения…но он только пришел и другим людям дана власть, он должен подчиниться…А когда выполнит всё что должно. тогда идет вершить свою миссию)))

  • Людмила

    Почему Дух Божий сошел на Иисуса после крещения, ведь оно было Ему не нужно?

    Господь явил себя в Троице))))

    Видели ли другие сходящего на Иисуса Духа?

    В Еванглии не говорится о других, но возможно они были., так как на иконах пишут)))

  • Сергей

    Мне кажется, что все слышали глас Божий.

  • Екатерина

    Необычное, что я заметила, а прежде не видела — в стихе 14. Иоанн знал, Кто пришёл к нему креститься, ещё до Богоявления, это видно из его слов (хотя из параллельного места в Евангелии от Иоанна видно, что он совершенно узнал это только после схождения Духа). И всё же удерживает Господа — то есть решается возражать Ему! Настолько это было невероятно даже для Иоанна Предтечи — что Тот, Кто будет крестить Духом Святым, приходит креститься в крещение покаяния, в котором не нуждался не имеющий грехов Иисус Христос. «Исполнить всякую правду» — если я верно понимаю, всё, что Бог заповедал людям. Сын Божий стал Человеком — и исполняет всё, что требуется от всякого человека, начиная с обрезания. И если все иудеи (а затем и все люди, кто хочет спастись) должны креститься — Он исполняет и это. Всюду говорится, что Иоанн видел разверзшиеся небеса схождение Духа Святого на Иисуса, а не все, кто был рядом. Подобно тому, как позже один Стефан Первомученик увидит отверстые небеса, а не все. Дух сошёл на Иисуса после крещения — чтобы Иоанн видел это и засвидетельствовал? Нет, тогда достаточно было бы, если бы это совершилось при встрече Его с Иоанном Предтечей. Видимо, это в пример будущим христианам: сначала покаяние и крещение, затем принятие Духа Святого.

  • Татьяна Зайцева

    Все исправлено…