Сайт, посвященный евангельским группам в Православии

Неделя по Рождестве Христовом

Татьяна Зайцева | Суббота, Декабрь 15, 2018

  Евангельское чтение

побег Иосифа названного отцом Богомладенца с Его Матерью в Египет

Побег Иосифа названного отцом Богомладенца с Ним и Его Матерью в Египет

Евангелие от Матфея, глава 2

13 Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15. и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18. глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
19. По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20. и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

(Мф 2:13-23

Методический материал

Предварительные вопросы

  • О чем в целом этот отрывок?
  • Есть ли в нем стихи, которые в вас особо отозвались, которые как бы «глядят» на вас?
  • Есть ли у вас вопросы к тексту?

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях

 

Вопросы на понимание текста

  • Почему Ирод хотел погубить Младенца, а не поклониться Ему?
  • Какими внутренними качествами он должен был обладать, чтобы додуматься до такого?
  • Какие внутренние качества он мог бы противопоставить своим отрицательным качествам, если бы захотел?
  • Почему Ироду не удалось уничтожить Христа?
  • Почему Ангел обращается к Иосифу, а не к Марии?
  • Какими внутренними качествами должен был обладать Иосиф, чтобы послушаться Ангела и осуществить порученное?

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях

Вопросы  для связи с жизнью

  • В каких еще ситуациях вы встречались с проявлением тех же отрицательных качеств, которые проявил Ирод — в жизни, в художественных произведениях?
  • Как эти проявления отражались на вас и на других людях?
  • В каких ситуациях вы встречали проявления противоположных качеств?
  • Как они влияли на вас и на других людей?
  • Встречали ли вы людей с такими же внутренними качествами как у Иосифа?
  • Как они проявлялись в жизни (художественных произведениях)?
  • Как эти проявления влияли на других людей?

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях

 
Вопросы для индивидуального размышления

  • Какое из положительных качеств Иосифа и несостоявшихся положительных качеств Ирода вам особенно нравится? Почему? Что в нем ценного для вас?
  • Какой была бы ваша жизнь, если бы вы тоже регулярно проявляли это качество?
  • Как бы это повлияло на ваше внутреннее состояние и на других людей?
  • Что вы обещаете Богу и себе делать в связи с этим, в каких действиях будете просить у Бога помощи?
  • В каких ситуациях в вашей жизни Христос ведет Себя так же как в этом отрывке? Чему это вас учит, к чему призывает?

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях

_____

Вопрос — ответ…
Вопросы могут показаться немного сложными, поэтому хочу привести пример своего ответа.

  • Почему Ирод хотел погубить Младенца, а не поклониться Ему?
Я думаю, дело тут было в жажде власти. Ирод был царем-узурпатором и, наверное, первое, о чем он подумал, услышав о Христе, это о том, что если родился истинный Царь Израилев, то ему придется уступить трон. Но власть была ему настолько дорога, что он решил избавиться от Того, Кого послал Бог и Кто Сам был Богом (но последнее Ирод не мог знать). Если бы Ирод осознал, что он делает и захотел что-то противопоставить своей жажде власти, то он бы понял, что не он тут самый главный, и даже не кесарь в Риме, а Бог. Именно у Него наивысшая власть и надо об этом помнить, повиноваться Божьей власти и Божьему замыслу и быть скромнее. А так из-за его жажды власти погибли невинные младенцы. Да и вообще у Ирода из-за того, что он низко ставил Бога были постоянные конфликты с иудеями во все время его царствования. Кроме того, противоположностью желанию властвовать является желание служить — как это и делал Христос.
Мне доводилось встречаться с жаждой власти в ситуациях церковного служения и делания добрых дел, к сожалению. Последствием этого были конфликты и несостоявшиеся проекты. С другой стороны, я видела и людей, которые не тянули одеяло на себя, а стремились работать на общую цель. На днях мне довелось поучаствовать в Рождественском ужине для одиноких бабушек и дедушек. Более 40 волонтеров слажено и радостно трудились вместе, каждый использовал свои таланты для общего дела и делалось все это во имя Христа. Именно так и должно быть в Церкви. Это очень приятный опыт, когда видишь, что каждый — и ты тоже — можешь внести свой вклад в общее дело — Божье дело — и каждый вклад ценен.
В дальнейшем я постараюсь держать в фокусе, что жизнь не сводится к тому, что делаю я, что над нами всеми есть Бог и мы служим Ему и буду стремиться работать в команде.Как-то так выглядят мои ответы на одну из линий вопросов. Делитесь своими ответами и размышлениями.
_____

Толкования

   Схиархимадрит Авраам (Рейдман). Проповедь в неделю по Рождестве Христовом «О благочестии и благоразумии»

Схиархимадрит Авраам (Рейдман)

Иудейский царь Ирод, обманутый волхвами, замышляет убийство Богомладенца. Если ему не удалось осуществить свой преступный замысел после того, как волхвы ушли домой другим путем, — это не значит, что он отказался от своего намерения. Он уверен, что, убив всех младенцев в Вифлееме, он поразит в их числе и родившегося Царя Иудейского.

И Христос в вечер Рождества становится изгнанником. Он разделяет Свою судьбу со всеми людьми, с миллионами наших современников. Сколь многие из них познали, что значит быть изгнанниками из своей земли, когда необходимо вставать среди ночи и спасать свою жизнь бегством! Но бегство Святого Семейства имеет одну особенность. Младенец, Которого хотят спасти, — Сын Божий, и волхвы называют Его «родившимся Царем Иудейским» (Мф. 2, 2). Он вынужден бежать от Ирода Великого, могущественного и жестокого царя. Начинается неравная борьба между Иродом, облеченным полнотой власти, готовым потопить в крови всякое сопротивление, и нищим Семейством, в котором он ищет убить Младенца.

Читать дальше

Единственный враг, которого Ирод не может сокрушить, — его собственная смерть, день ото дня все более приближающаяся к нему. Она безжалостно смотрит на него, и однажды отнимет у него навсегда его жизнь — со всей его властью и силой. Из страха перед этим врагом — ничем не устранимой личной смертью — Ирод ищет убить Младенца, Который может претендовать на его царский трон. Отсюда панический ужас, толкающий его на убийство всех младенцев этого возраста в окрестностях Вифлеема.

Нас не может не печалить, что он так легко находит исполнителей неслыханного кровавого преступления. Однако вся история мира свидетельствует, что в них никогда не бывает недостатка. Точно так же Христос будет стоять перед Пилатом, и толпа будет кричать: «Распни, распни Его! Нет у нас царя, кроме кесаря». Историки говорят, что Ироду в это время было около семидесяти лет, так что Младенец, только что родившийся, не мог представлять для него как для царя какой-либо опасности. Это злодеяние было совершено чисто по внушению человеконенавистника диавола, распаляющего его гордостью и жестокостью. Перед нами — предтеча антихриста. Поразительно, что он убивает всех младенцев в возрасте двух лет и ниже. Богомладенцу, по всей видимости, не было тогда и года. Однако Ирод убивает всех детей до двух лет, чтобы не упустить Христа. Он убивает младенцев не только в Вифлееме, но и в его окрестностях, являя безумие зла.

Так исполняется пророчество Писания: «Глас в Раме слышен: плач и рыдание, и вопль великий. Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет». Это пророчество уже исполнилось однажды во времена Иеремии. Мы слышим в Писании его слово о Иерусалиме, ведомом в плен, покидающем землю, где остается гробница Рахили. Для него Рахиль — образ Земли Обетованной, она плачет о детях, которые должны быть там, но их там нет. Точно так же в Вифлееме надежда на будущее исчезает со смертью детей. В Рождество Христово это пророчество раскрылось с новой силой.

«По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву». Уже второй раз мы слышим о явлении Иосифу Ангела. Он вверяет свою Семью деснице Божией, и Бог ведет его. Он приемлет Младенца, Который не от него, а от Бога — не как сокровище, ему принадлежащее, но как служение, доверенное ему Богом. Теперь вся его жизнь сосредоточена на этом служении. Содержание его жизни составляет не то, что лично с ним происходит, но служение этому Младенцу, Который станет Спасителем всех людей. Праведный Иосиф предается водительству Божию, и Бог показывает ему, какой следующий шаг он должен сделать. Он бежит, потом возвращается с Младенцем и Его Матерью и, наконец, поселяется в безвестном селении Назарет.

Это происходит после смерти Ирода, которая наступила очень скоро после убиения невинных младенцев. «Мне отмщение и Аз воздам», — говорит Господь. Как быстро может совершаться Божие отмщение! Из всех грехов невинно пролитая кровь скорее всего переполняет долготерпение Божие. Такой злобы и неистовства был исполнен Ирод, что являлся непрестанным мучением для себя и страхом для окружающих. Господь показывает нам, что представляют из себя гонители Его и Его последователей. Все, кто противостоит Христу и Его Церкви, оказываются извергами. Они — вне рода человеческого. Они будут извержены из числа людей — если не покаются.

И снова слово Божие напоминает нам, как осмотрительно совершает с самого начала Свой путь Спаситель, и научает этому Свою Церковь. Можно было бы думать, что Младенец, родившийся в Вифлееме, туда же и возвратится. Но святой Иосиф Обручник со всяким опасением остерегается неосторожных шагов. «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти». Мы видим, как одни враги сменяют других, чтобы сражаться со Христом и Его Церковью. Едва исчезает один, как на его месте появляется другой. Диаволу надо, чтобы вражда против Господа и Церкви Его в мире не ослабевала. Святой Иосиф Обручник не идет с Богомладенцем и Божией Матерью в Иудею, потому что Бог никогда не хочет подвергать Своих чад бессмысленной опасности. Но все делает только ради их испытания в верности и ради вечной их славы. Придет час, когда они, благодаря Бога, пойдут за Своим Господом на крест. Но теперь — время пребывания в Назарете.

Мы слышим сегодня, что нашего Спасителя называют Иисусом из Назарета — то, что для иудеев было соблазном. Ибо «из Назарета может ли быть что доброе?» В Евангелии сказано, что так исполняется реченное пророками, что Он Назореем наречется. Святые отцы говорят, что в этом имени есть некая тайна. Согласно пророку Исаии, оно означает Отрасль, из которой произойдет спасение всем. Он называет Его Великим Назореем. Не то, что Христос будет в строгом смысле назореем, ибо Он будет пить вино и прикасаться к умершим. Но пророк называет Его так за Его исключительную, единственную святость, за всецелое посвящение Себя Богу в деле спасения рода человеческого. И это имя, к которому учителя духовности будут относиться с презрением. Быть назарянином — значит быть человеком, от которого нельзя ожидать ничего хорошего и который не заслуживает никакого уважения. Так велико помрачение и падение человеческое, в том числе среди тех, кто должен бы быть «светом языков».

Но Господь берет на Себя с самого начала весь наш позор, чтобы дать нам Свою славу. Пусть никакие оскорбления не будут для нас непереносимы, если мы сподобляемся получить их ради Христа. Наш Господь называет Себя самым уничижительным именем. Он пришел, чтобы всех спасти, чтобы имя Назорей — «человек из Назарета» было созвучно имени Еммануил — «с нами Бог», Господь наш Иисус Христос.

12 января 2003 года

 

 

Протоиерей Валентин Тимаков. Проповедь в неделю по Рождестве Христовом

Протоиерей Валентин ТимаковВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

        Братья и сестры, сегодня Неделя по Рождестве Христовом, и я хочу сосредоточить ваше внимание на исторической канве того, что происходило по Рождеству и что тогда еще открыло Божий замысел о домостроительстве нашего спасения. Человечество в то время впервые встало перед проблемой понимания того, что не должно было произойти (мы с вами хорошо знаем о пророчествах пришествия Спасителя), а того, что произошло, когда пришел Мессия. Я вам неоднократно говорил об этом гигантском испытании для ветхозаветного человечества: представляю, как Божия Матерь созерцала все, праведный Иосиф, апостолы — самые близкие люди. Как они недоумевали поначалу тому, что замысел Божий оказался иным, чем человечество представляло до этого. 

Читать дальше

Мессию ждали как силового управителя, который должен был бы навести порядок, поставить евреев управлять и так далее. Но если бы они ошиблись только в понимании этого! Новозаветная жизнь предполагалась ветхозаветным человеком не только как избавление иудейского народа и поставление его над всеми.

Ждали и того, что решится вопрос внутренний, сатана и бесы будут скованы, ждали полной победы Мессии над сатаной. И вдруг оказалось, что Господь несколько иначе рассматривает путь нашего спасения. А ведь мы до сих пор частенько надеемся на то, что все решится по волшебству, как в сказке «Волшебник Изумрудного города»: принесли в купель Крещения младенца, погрузили — и все, и будет он спасен, и обойдут его все беды. А оказывается, что в купели Крещения мы обрекаемся на другое. Крещением всевается в нас семя, и мы начинаем растить его с огромными трудами. Новый Завет оказывается сопряженным с колоссальной духовной борьбой, с взлетами и падениями, с радостями и скорбями, победами и поражениями. Выковывание духа человека продолжается, только в качественно ином пространстве. И вот Спаситель с первых дней Своих на земле начинает осуществлять путь, на который Божия Матерь и праведный Иосиф смотрели тогда с удивлением.

Начались этапы нашего спасения, и Господь вынужден был превратиться, нашими словами, в сирийского беженца, потому что террористические акции управляющего той землей сгустились до крайности. С Иродом у нас ассоциации однозначные. Если хочешь кого-нибудь унизить, назови иродом — хуже не придумаешь. Более жестокого правителя, корыстолюбивого трудно найти. Четырнадцать тысяч убиенных младенцев, чего-нибудь это стоит!

В этом контексте я хотел бы обратить ваше внимание, братья и сестры, на личность Ирода. Есть в ней одно противоречие, который никак не могу разрешить. Берем этого царя и начинаем инспектировать — что он из себя представляет? Мы перечислили ряд его недостатков — они очевидны. Но среди этих недостатков нет одного —  глупости. Историки говорят, что он был тонким интриганом, извращенным политиком, достигал своих целей любыми способами: римскую администрацию подкупал и так далее. Был хитроумным администратором и, вообще-то, неплохим градостроителем. И вот он зовет волхвов и узнает о предмете их изысканий. Потом зовет первосвященника, Синедрион, устраивает расспросы: когда Мессия рождается?.. И они ему подтверждают: скоро, ждем, да. И он обещает прийти поклониться Ему, а сам задумывает уже Его гибель. И вот вопрос: при всем своем уме и опыте он вообще на что рассчитывал? Он начал воевать с Мессией. Мессия — это кто? Посланник неба. И Ирод сознательно решает бороться с небом. Представьте себе это. Вы можете это понять? Я не могу. Он решил устроить бойню с небесами! Можно списать это на сумасшествие, тогда более-менее его действия станут понятны. Но если это не сумасшествие, то что?.. Судя по историческим источникам, он не был сумасшедшим. Были у него психические припадки — как, например, с младенцами, — но, тем не менее, история его стояния у власти известна и описана и в ней он предстает прагматичным правителем. И его безумства, совершенные в твердом уме и памяти, должны навести нас на мысль…..

Мы — строители Нового Завета. Прямо сейчас, в 2014-м году, мы продолжаем мостить ту дорогу, которую Господь велел мостить. Он решил, что Новый Завет осуществляет сам народ Божий в трудах своих. Сатана на цепи зверствует, ввергая нас в ужас: что будет с историей? В ХХ веке с его страшными кровопролитиями казалось, что еще чуть-чуть — и история человечества сорвется в пропасть… И в таких условиях мы призваны эту дорогу стелить, делать ее, по мере сил, ровнее: провалы, ухабы, овраги скрадывать, наводить мосты. Но мы с вами — очередное поколение строителей нового Завета — как на фоне Ирода выполняем это предназначение? Да никак. Наступаем на те же грабли, на которые он наступил когда-то, решив бороться с небесами. Он знал, что пришел Мессия. И решил Его обезвредить… Какое безумство! И мы совершаем это безумство, братья и сестры, хотя и не в таких масштабах.

Господь дал нам заповеди Свои, все рассказал в Нагорной проповеди, а мы все равно грешим неподобным образом. Знаем ведь, что нельзя, и все равно делаем. Я постоянно обращаюсь к себе с вопросом и пытаюсь найти этот внутренний разлом — почему нам не удается, почему звенья цепи сатанинских искушений ломают нас, почему срывают нас с этого пути? А ведь путь этот мы знаем лучше, чем Ирод. Сколько раз я уже говорил: мы живем в Новом Завете, в Предании Церкви находимся. Какой тысячелетний опыт мы имеем! И все равно продолжаем Иродово дело. У нас нет оправданий, братья и сестры. Конечно, нас нельзя сравнивать с Иродом… Но тем не менее, мы должны осознавать, что дорога, которую мы мостим, плохая. И дело, которое Богомладенец начал, мы не поддерживаем. Казалось бы, сейчас, глядя на Его бегство в Египет, мы думаем, что мы бы Ему помогли, мы бы Его защитили и даже нога Его не преткнулась бы о камень. Но это абстрактные рассуждения. А на самом деле, в реальной жизни, каждый день что мы для Него делаем?

Давайте посмотрим на себя. Если ты хамишь человеку — ты портишь дорогу. Ну зачем? Ненавидишь ближнего своего. Зачем? Задавайте постоянно эти вопросы, обращаясь внутрь себя и рассматривая себя. Если будем делать так, то сможем выстелить этот автобан к Богу и будет он идеально ровным. Чем больше мы — каждый! — в каждом моменте своей семейной, профессиональной и церковной жизни сумеем смирить себя, свою гордыню, свою самость, свою эмоциональность, тем дорога будет ровнее. И мы выполним завет Господень, неожиданный для многих своей трудностью. Да, это не волшебный путь, когда раз, пришел Спаситель — и нет искушений, и все свободны и безбедны. Согласно Божиему смотрению, для нас нужно другое. Неужели будем спорить с Ним? Если Он так устроил, то и нужно выполнять. Выкладываться на строительстве дороги своей жизни, чтобы в конце ее понятен нам стал крик Иоанна Златоуста: смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? Понятен духовно. Ведь смерть, которой надо бояться, — духовная, а мы боимся только физической. Пусть трагедия физической гибели младенцев и духовной гибели Ирода станут для нас назиданием и уроком и поводом для того, чтобы мы не на него смотрели и ужасались его жестокости, а смотрели на себя и ужасались жестокости своей, которую каждый творит в своей собственной истории. Помоги нам, Господи, чтобы этой жестокости было меньше, а больше радости и добра. Аминь.

Протоиерей Валентин Амфитеатров. Проповедь в неделю по Рождестве Христовом

Протоиерей Валентин Амфитеатров

Едва мы отпраздновали день праздника Рождества Христова, еще не умолкли голоса пастырей с ангелами, воспевающими славу мира на земле, и вот уже снова грех распространяет свои сети над миром. Явился Спаситель с небес на землю, и уже Ему на земле угрожает опасность. Его хотят убить.

Опасность для человеческой жизни Иисуса Христа была страшная. Судя по-человечески — неминуемая. Но Господь Бог, попускающий злым людям жить и действовать по их злой воле, хранит незримо своих избранных «как зеницу ока», — предотвратил от Иисуса Христа опасность просто, именно: внушив праведному Иосифу мысль оставить Вифлеем, оставить Иудею, покинуть родину и отечество и бежать в другую страну.

Читать дальше

Это событие из жизни Иисуса Христа содержит в себе много назидательного и утешительного. Указан пример всем нам не вдаваться в явные и очевидные опасности, но употреблять все данное благоразумие, чтобы удалиться от них. Что было бы тогда, если Иисус Христос не был бы унесен в Египет? Могло быть то же, что и с 14000 младенцев, т.е. Его убили бы во младенчестве. А что было бы, если бы совершилось это злодейство? Тайна искупления человеческого рода замедлилась бы. Беззаконным преступлением злобствующей толпы людей, угодников хитрого Ирода, смущен был бы Сам Предвечный Совет о спасении человечества.

Нет, этого не могло быть! Все и всякие злодейства в мире представляются бессильными, когда кого Господу Богу угодно спасти от них. Злодеи убивают младенцев тысячами. Смерть уносит души детей в небеса, где ходят незаходимые зори блаженства, где ангельские хоры воспевают славу вышнего мира, соединяющего с землею небеса. Но между этими сонмами мучеников нет Того, ради Которого совершено неслыханное в мире злодейство.

Его Мать в своих объятиях, при охране древоделателя, т.е. простого плотника-столяра, унесла в страну, далекую от места злодеяний. За простоту людей праведных Господь внушил Обручнику с Невестой Неневестною верное благоразумие.

Путешествие в Египет освящено чудесами необыкновенными. В одном пустом месте напали на трех путников разбойники и хотели отнять у них осла, на котором были везены скудные жизненные и дорожные припасы пищи и белья. Но один из разбойников, увидев Младенца, увлекся Его красотой. Он запретил своим товарищам обижать странников. Матерь Божия благодарила благоразумного разбойника и низводила на него обещания от Господа. Обещания исполнились, и воздаяние дано было ему на кресте, где произошло через тридцать два года, свидание Спасителя с ним. И сказал ему Господь: «Ныне же будешь со Мною в раю!» (Лк. 23, 43).

Когда же Иисус Христос принесен был в Египет и внесен в Иерополисский языческий храм, то, статуи, находившиеся в этом здании, пали. Это предание передает святой Епифаний в своем назидательном поучении; оно же поется и читается в акафисте Пресвятой Богородице: «возсиявый во Египет просвещение истины, отгнали еси лжи тьму; идолы бо его, Спасе, не терпящее Твоея крепости, падоша; — сих же избавльшиеся вопияху к Богородице:

- Радуйся, исправление человеков; — Радуйся ниспадение бесов; — Радуйся , прелести державу поправшая; — Радуйся, идольскую лесть обличившая!»

Св. отец назидает нас, чтобы и мы ниспровергли идолов в себе самих. Так называет он страсти. Ниспровержение их возможно только при частом молитвенном произнесении достопамятных имен Спасителя и Пресвятой Богородицы.

И если всегда необходимо ниспровержение страстей, то преимущественно в наступившие святые дни, когда мир и плоть расточают столько соблазнов для верующих, — к винопитию, многоядению, сквернословию, распутству.

Приложим старание, чтобы в эти святые дни не бесчестилось Имя Христа, но прославлялось везде и всегда! Аминь!


 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Проповедь в неделю по Рождестве Христовом

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сегодняшний день на языке церковного Устава называется Неделей по Рождестве Христовом. Это первое воскресенье после Рождества Спасителя посвящено воспоминанию о трагическом событии, которое последовало вскоре после пришествия в мир Спасителя. Из Евангелия от Матфея известно, что царь Ирод, напуганный вестью о рождении Младенца, которая принесена была ему восточными мудрецами — волхвами, решил убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола младше двух лет отроду. Невинные младенцы были избиты, но среди них не оказалось рожденного Спасителя, потому что Ангел Господень, явившись во сне Иосифу, повелел ему вместе с Марией, взяв Отроча, бежать в Египет. И, как известно, Святое Семейство пробыло в Египте до тех пор, пока не умер Ирод, и только затем вернулось в Палестину (см. Мф. 2).

Читать дальше

Как это удивительно: в момент рождения Ангелы Божии благовествуют пастухам, а через них всему миру о том, что явилась слава Божия, и на земле мир, и в человеках благоволение (см. Лк. 2:14), то есть в очах Божиих люди обрели благоволение и им даруется мир через рождение Сына Божия. И тут же, в ответ на эту благую весть, следует избиение младенцев — только ради того, чтобы весть, которую должен был произнести и передать миру Христос, не была услышана. Страдания, скорбь — это то, с чем столкнулась семья Спасителя, Его Пречистая Матерь, Обручник Иосиф; и, конечно, Сам Господь, будучи младенцем, претерпел невзгоды этого долгого путешествия в Египет.

Явление ангелов, поклонение волхвов, явление звезды — казалось бы, род человеческий, который ожидал Спасителя, должен был в этих знаках увидеть пришествие в мир Сына Божия и поклониться Ему, подобно тому, как поклонились волхвы с востока; принять Спасителя, а затем, слушая Его слово, идти за Ним. Но ничего подобного не происходит: лежавший во зле мир продолжает во зле лежать (см. 1 Ин. 5:19). И мы знаем, что не только первые годы жизни Спасителя были омрачены гонениями, но и вся последующая Его жизнь — особенно тогда, когда Он вышел на Свое общественное служение, когда стал говорить то, что должен был сказать. Встречная волна злобы и зависти обрушилась на Спасителя, и мы знаем, что жизнь Его завершилась мученически. Силой Божественной Он воскрес, но это было уже не от человеков, но от Бога; а люди сделали все для того, чтобы умертвить своего Спасителя.

Мы сталкиваемся и сегодня с проявлениями безбожия, нередко воинствующего безбожия; и наиболее распространенные усилия, направленные на то, чтобы весть, принесенная Богочеловеком, не была усвоена людьми, сводятся к тому, чтобы сказать: «да, действительно, был такой человек Иисус; учил, как и многие другие учили, ничего особенного Он не сказал, и другие говорили нечто похожее, да и сейчас говорят». А потому, мол, сказанное Спасителем есть лишь одна из точек зрения, одно из человеческих мудрований, рядом с ним можно поставить множество других, а человек свободен и может выбирать то, что ему нравится.

Наш лукавый век, обращаясь будто бы к человеческой свободе и предлагая человеку быть свободным, одновременно предлагает ему, под видом этой свободы, отказаться от Божественной истины. А почему мы, собственно говоря, знаем, что это истина — особая? Почему мы уверены в том, что это не человеческое мудрование? Именно сегодня в послании Галатам апостол Павел отвечает нам на этот вопрос. Он говорит: «Я благовествовал Евангелие не от человеков — я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (см. Гал. 1:11-12). Ведь Павел стал христианином уже после смерти и Воскресения Спасителя; поэтому источник его знаний — это не обычный источник, это подлинно откровение свыше. Идя в Дамаск, чтобы гнать Церковь Божию, он увидел Христа Воскресшего, принял Его слово и из гонителя превратился в апостола, который словом своим жег сердца и умы людей и прошел тем же путем, каким прошел его Учитель, завершив мученически свою жизнь.

Апостол Павел является удивительно сильным и проникновенным свидетелем о том, что слово Иисуса Христа есть не человеческое слово, но Божественное откровение; и потому каждому, кто сегодня пытается смешать это Божественное слово с человеческими мудрованиями, а через это подвергнуть сомнению святость и непреложность этого слова, мы вместе с апостолом можем сказать, что приняли его и научились не от человека, но через откровение Иисуса Христа. В самом деле, разве источником нашего знания о Спасителе не является Божественное откровение? Кто-то может сказать: «нет, это тексты, написанные в древности; вы их читаете и оттуда получаете знания, и тексты эти ничем не отличаются от других текстов — египетских, вавилонских, индийских». Мы можем ответить всем, кто ставит под сомнение уникальность слова Спасителя, — мы можем ответить им опытом жизни Церкви, в том числе опытом нашей Церкви. Мы как никто другой столкнулись с силами, которые поставили своей целью полностью искоренить слово Божие из сердец и умов людей. На искоренение этого слова была брошена огромная человеческая сила — такая сила, которой не было за всю историю рода человеческого. Никакие языческие империи не противились слову Спасителя так, как та сила, что действовала в нашей стране; и наши мученики, которые остались верны этому слову, по количеству своему превосходят всех остальных мучеников. Может быть, самое ясное и сильное свидетельство того, что мы научены откровением Иисуса Христа, заключается в том, что даже эта человеческая сила оказалась бессильной перед словом Божиим. Те древние тексты, с которыми иногда сравнивают слово Божие, практически исчезли. Вся языческая мудрость великих государств и мощных империй испарилась, она осталась только на страницах учебников, она никого более не волнует. А слово, принесенное Родившимся в Вифлееме, не просто волнует, а меняет человеческую жизнь. И сила этого слова в том, что источником его является Бог.

Но есть и еще одна сила, которая делает это слово непобедимым. Все, что сказал Господь наш Иисус Христос, с легкостью ложится на наши сердца, потому что полностью соответствует внутреннему предрасположению человека. Ибо Бог, в соответствии с этой Божественной, провозглашенной Спасителем истиной, и создал человека, чтобы вложить в его природу тот нравственный строй, ту предрасположенность к восприятию истины, которая и откликается согласием нашего ума и сердца, когда мы слышим это слово.

Но есть и еще нечто более важное. Для того чтобы убедиться в Божественной силе слова Спасителя, нужно попробовать жить в соответствии с этим словом. И тогда мы начинаем обретать внутренний духовный опыт такой пронзительной силы, который преодолевает любую человеческую силу. Иногда людям кажется, что так трудно пойти за Христом, так трудно слушать и исполнять Его слово, но это кажущаяся трудность: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). И если мы воспринимаем весть, принесенную Спасителем, если мы слагаем в сердце своем Евангельские слова, то обретаем легкое и спасительное бремя, начинаем жить по замыслу Божиему, начинаем жить так, как Бог велел нам жить. И тогда в радости этого бытия, небоподобного бытия, исчезают наши скорби, наши слабости, наши грехи, и мы обретаем способность перенести этот внутренний райский мир в вечность, для того чтобы там пребывать в общении с Богом. Если мы откликаемся на слово Божие, которое является не словом человеческим, не проявлением человеческих знаний, но Божественным откровением, мы открываем себе дорогу не только в жизнь вечную с Богом, но и в пределах этой земной жизни обретаем способность иметь в сердце своем Божие Царство.

Пусть радостное переживание Рождества Христова всем нам поможет укрепиться в вере и радостном следовании всему тому, что Бог во Христе даровал роду человеческому. Аминь.

10 января 2010 г.

 

    Святой Ириней Лионский

Единородное Слово соединилось со Своим созданием по воле Отца и сделалось плотью, (Оно) и есть именно Иисус Христос Господь Святой Ириней Лионскийнаш, который и пострадал за нас и воскрес ради нас и опять имеет придти во славе Отца, чтобы воскресить всякую плоть и явить всем спасение… Итак, один Бог Отец, и один Христос Иисус Господь наш — во всем же Он есть и человек, создание Божие; поэтому и человека восстановляя в Себе Самом, Он невидимый сделался видимым, необъемлемый сделался объемлемым и чуждый страданиям — страждущим, и Слово стало человеком, и как в занебесном, духовном и невидимом мире начальствует Слово Божие, так и в видимом и телесном Оно имеет начальство и присвояя Себе первенство и поставляя Себя Самого Главою Церкви, все привлечет к Себе в надлежащее время.

 

 

Вопросы и толкования подготовила
Татьяна Зайцева редактор раздела Евангельских групп

  Вы можете ответить на вопросы в комментариях

Теги: ,
  • Тамара

    Почему Ангел обращается к Иосифу, а не к Марии?
    Я думаю, прежде всего, потому, что Иосиф назначен Богом опекуном Марии — то есть защитником, который должен оберегать Ее и Младенца. Кроме того, он все же муж (хоть и номинальный), то есть глава семьи. Мария же, кроме того, что на тот момент была совсем молоденькой девушкой, еще и ослаблена родами и нуждалась в особой защите и опеке.

    Какими внутренними качествами должен был обладать Иосиф, чтобы послушаться Ангела и осуществить порученное?
    Мужеством, внутренней силой, добротой и абсолютной готовностью всю свою жизнь вручить в руки Господа.

  • http://www.odnoklassniki.ru/profile/696128992 andrej tic

    Я относился всегда к данному отрывку как к историческому повествованию. Про Ирода, а тем более как назидание для себя никогда и не думал. После толкований и комментариев на сайте можно приложить данный отрывок и к себе. когда я Ирод? Когда ищу только своего, не отдаю свою любимую игрушку. Как не отказаться Ироду от всего (власти), что досталась тяжким потом и кровью, интригами и соглашениями с совестью.
    К сожалению для меня это скорее слова, потому что я как Буратино не отдам яблоко какому-то мальчику, хоть тот дерись. Сам по себе я на это не способен. По благодати такое возможно.
    Недавно мне посоветовал хорорший знакомый фильм «Визит инспектора». Как раз в тему сегодняшнего чтения.
    Ирод не был махровым злодеем, обычный как все. Ну еда получше, развлечения покруче. Он сделал то, что на его месте обязан сделать любой властедержитель. Даже если ему 70 лет, то жить ему хочется так же как и в 60 или 50. Новый царь означает, что с этим флагом уже завтра придет новая ватага молодцев и прощай Ирод (тем более он был не иудей, значит никто его защищать кроме Рима не будет).

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001526821749 Tanusha Zaitseva

    Андрей, спасибо за ответ.
    Да, весь ужас в том, что Ирод — самый обычный человек. Но радость в том, что и святые — самые обычные люди)
    Насчет махровости Ирода… все-таки он был помахровей многих. Убил сначала двух своих сыновей, поверив обвинениям со стороны третьего сына, а потом и самого третьего сына. В общем, похож на наших тиранов — Ивана Грозного и Петра Первого.
    У Вас получается, что Ирод не только любит власть, но еще и жадный. И в себе Вы тоже видите что-то подобное. А если все-таки представить, какой была бы противоположная добродетель? Подумать, что вам в ней нравится? Видели ли вы ее проявления в жизни когда-нибудь? Может быть, были какие-то моменты в вашей жизни, когда вы проявляли эту добродетель хоть в какой-то степени?
    У святых отцов неоднократно встречается точка зрения, что победить страсть можно только если взращивать в себе противоположную добродетель. Поэтому у меня так много вопросов про добродетель, противоположную страсти Ирода) Мне кажется, часто проблема в том, что наши страсти и грехи нам как родные, нам кажется, что это часть нас. А между тем, это не кожа и уж тем более не сердце и не печень, а скорее одежда. Часто грязная, заскорузлая и прилипшая, выглядящая как часть нас, но все-таки одежда. И чтобы ее снять, нужно как минимум захотеть «облечься во Христа» — в другую, новую, чистую одежду. А для этого надо захотеть чистоты. А чтобы чего-то хотеть, надо хорошо представлять себе, чего ты хочешь. Поэтому мои вопросы про добродетель направлены на то, чтобы ее представить и примерить на себя)

  • Наталья

    Какое из положительных качеств Иосифа и несостоявшихся положительных качеств Ирода вам особенно нравится? Почему? Что в нем ценного для вас?
    1) Из положительных качеств Иосифа — доброта к Деве Марии. Он хотел отпустить ее тайно, чтобы ее не побили камнями.
    2) Из несостоявшихся положительных качеств Ирода — для меня не понятно.

  • Наталья

    Почему Ирод хотел погубить Младенца, а не поклониться Ему?
    Потому что очень сильно испугался за свою личную жизнь, не хотел потерять то место, которое он занимал. Это рождение Иисуса Христа шокировало его до такой степени, что он решился на убийство младенцев.

  • Наталья

    Почему Ангел обращается к Иосифу, а не к Марии?
    Если бы Ангел сказал Марии, то она сама должна была бы передать это Иосифу. Иосиф мог ей не поверить или усомниться. Ангел обращается к Иосифу, чтобы они быстрее исполняли то, что он им говорил. Скорее всего Мария тоже была уведомлена Ангелом.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001526821749 Tanusha Zaitseva

    Интересный взгляд, я об этом не думала, но думаю, вы правы

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001526821749 Tanusha Zaitseva

    Да, запутано немного я спросила. Я имела в виду — из тех положительных качеств, которые Ирод мог бы противопоставить своему желание погубить Младенца.

  • http://www.odnoklassniki.ru/profile/563785557652 Наталья Медведева(Овсянникова)

    День рождения Иисуса Христа- это был уже первый шаг на Голгофу.Сравнивать Сына Божия с Иродом никак не могу-это противоположные личности.Спаситель пришел в мир спасти людей, ирод -разрушитель, губитель.Гордость ему не позволила поклониться Младенцу.
    Бог обратился к Иосифу о спасении Младенца т.к. знал, что Иосиф это сделает.В Египте Святое семейство должно было как-то жить, а Иосиф имел и сердце золотое и руки.
    Святой Иосиф моли Бога о спасении России , моей семьи и меня грешной и всех православных христиан.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001526821749 Tanusha Zaitseva

    Здравствуйте, Наталья!
    Согласна в Вами во всем, что Вы говорите. Только не поняла, почему Вы подчеркиваете, что не можете сравнивать Ирода со Христом — разве я предлагаю это делать?