Сайт, посвященный евангельским группам в Православии

Неделя 4-ая по Пятидесятнице, святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Об исцелении слуги сотника

Татьяна Зайцева | Пятница, Июль 21, 2017

   Евангельское чтение

Евангелие от Матфея, глава 8

5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:

6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;

9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;

12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

(Мф.8:5-13)

Параллельное место Лк.7:2-10

 

  Методический материал

Вопросы на понимание текста

  • Кто такой сотник?
  • Что мы можем сказать о сотнике, о том, какой он человек, исходя из текста?
  • Как сотник относится к Иисусу?
  • Над чем властен Иисус с точки зрения сотника?
  • Почему Иисус удивляется вере сотника?
  • Как вы думаете, кто эти многие, которые придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковым в Царстве Небесном?

Ответить на вопросы можно в комментариях

 

Обсуждение на основе отрывка

  • Есть ли в вашей жизни ситуации, когда Вы что-то кому-то говорите и Вас слушают и делают так, как Вы сказали?
  • Вспомните еще эпизоды из Священного Писания, где Иисус меняет ситуацию одним Своим словом  (Например, тут. Лучше, если люди вспомнят сами такие ситуации. Ведущий может потом дополнить без ссылок, просто рассказать. Мф.8:23-27, Мф.8:28-34, Ин.2:1-11, Мф.4:18-20, Ин.21:4-6, Быт.1:3,6-7, 9, 11, 14-15, 20, 24, Лк.1:26-38)

Поделиться мыслями можно в комментариях

 

Вопросы для индивидуального размышления

  • Относительно чего вы верите, что достаточно одного слова Иисуса, чтобы ситуация изменилась?
  • Признаете ли Вы Иисуса своим Господом, словам Которого нужно повиноваться так же, как воины повиновались сотнику?
  • Чему мы можем научиться у сотника?

Поделиться мыслями можно в комментариях

 

Примечание

Сотник (Мф. VIII, 5) — звание воинского начальника в римском войске, имевшего под своей командой сотню, или сто солдат. Военные гарнизоны римлян стояли тогда на страже в некоторых городах Палестины, подвластной Римской Империи. Сотники были язычниками по рождению и этот сотник тоже не являлся, но любил народ иудейский и даже построил синагогу (Лк.7:5).

 

   Толкования

   Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия

Феофан ЗатворникКакова вера сотника! Удивила Самого Господа. Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всяческих, всемощным владыкою и повелителем всего сущего; потому-то и просил: только скажи слово и исцелеет отрок мой. Верую, что все Тебе подвластно и все слушается мановения Твоего. Такой же веры и от всех требовал Господь; такая же требуется и от нас. В ком есть такая вера, тот ни в чем не имеет недостатка и что ни попросит, все получает. Так обетовал Сам Господь. О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить и просить с верою. Будем же просить ее, по крайней мере с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим.

   Митрополит Антоний Сурожский. Исцеление слуги сотника

Митрополит Антоний СурожскийВо имя Отца и Сына и Святого Духа.
Так часто приходится слышать от людей: вот, я молюсь, я стремлюсь к Богу, я жажду встречи с Ним; а вместе с этим, как будто, Он остается мне далеким, нет у меня живого чувства Его близости…

Сегодняшнее Евангелие не осуждает такого отношения, но должно бы раскрыть наше сердце к чему-то иному. У человека — сотника — была мучительная нужда: его слуга умирал, лежал в болезни. И он обратился ко Христу за помощью. Христос ему ответил: Я к тебе приду…

Читать дальше

 

 И что же ответил Ему сотник? — Нет! Не приходи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под мой кров, — достаточно одного Твоего слова, сказанного здесь, для того, чтобы здравие и жизнь вернулись моему слуге.

И Христос его поставил в пример другим людям; поставил в пример эту изумительную веру, которая ему позволила сказать: Не приходи — я этого недостоин, достаточно мне Твоего слова. Как часто мы себе задаем вопрос: как жить? что делать? Если бы только Господь, Спаситель Христос встал передо мной, если бы только Он мне сказал вот теперь: Поступай так, поступай иначе — я бы поступил; но Он молчит… Правда ли это? Нет, неправда! Он оставил нам Свое слово в святом Евангелии; там сказано всё, что нужно, для того чтобы наша жизнь стала иной, чтобы она преобразилась, чтобы всё в ней стало ново, чтобы пути наши стали путями Божиими и мысли наши — мыслями Божиими. Но мы ждем иного откровения, личного: это сказано всем, это сказано на все времена, а я хочу личное слово, которое разрешило бы вот теперь чудом мою задачу. И это слово мы не слышим — потому что оно звучит на каждой странице Евангелия, но мы не туда обращаемся: Евангелие я читал давно, Евангелие я знаю — было бы личное слово, пришел бы Господь!..

Как можно было бы нам жить и чему только не научиться, если бы, как этот сотник, мы могли сказать: нового откровения, непосредственного воздействия я недостоин; с меня достаточно слова Божия, животворящего, раскрывающего пути новые… И тогда всё было бы. Поэтому научимся, как Петр, когда он увидел чудесный улов рыб, сказать: Господи! Выйди из моей ладьи! Я недостоин, чтобы Ты был со мной! — или как сотник: Нет! Твоего слова довольно…

Научимся этому послушанию, этой вере и этому смирению, и тогда всё перед нами раскроется, — всё! И Бог станет для нас живым, и близким, и чудотворящим. Аминь!

 

   Протоиерей Александр Мень. Исцеление слуги сотника

Протоиерей Александр Мень(Евангелие от Матфея 8. 5-13)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали о том, как сотник, римский офицер, пришел к Господу просить за своего любимого слугу, который был тяжко болен. Господь ответил: «Я к тебе приду и исцелю твоего слугу», а офицер сказал Ему: «Господин мой, я даю приказ своим солдатам, и они выполняют. Ты только прикажи и болезнь оставит его». Такова была у него вера в целительную силу Спасителя. Господь удивился его вере и сказал ему: «Иди, будет по твоей вере». И пока сотник шел домой, слуга его исцелился.

Каждый раз, когда в Евангелии рассказывается о том, что кто-то обращается к Господу, мы можем назвать это молитвой, потому что молитва и есть обращение к Господу. Давайте посмотрим, кто к Нему обращался и как. Очень часто это были люди страдающие, больные, обремененные скорбями и какими-то недугами. Но, пожалуй, столь же часто это были люди, которые молились за других.

Читать дальше

 

Первое Свое чудо в Кане Галилейской Господь совершил по просьбе Марии. Дева Мария попросила Его помочь друзьям или родным, у которых они были в гостях на свадьбе, когда у тех кончилось вино. И можно сказать, что это была первая молитва за других Матери Божией. А помните вы, как принесли расслабленного паралитика, как его друзья разобрали крышу и спустили носилки к Господу, они тоже просили за этого больного. И сказано в Евангелии, что «Иисус, видя веру их», совершил исцеление. Вспомните женщину сирийскую, которая умоляла исцелить ее дочь. А того несчастного отца, который привел к Нему сына, страдающего падучей болезнью, и говорил: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».

Очень важно обратить внимание на эти молитвы за других. Не о своей беде, не о своей нужде, не о своей болезни, а о нужде, беде, болезни другого человека. И это всегда исполнялось, всегда имело силу, потому что в молитве за других отступает наше себялюбие и на первый план выходит наше доброе отношение к другим людям. Поэтому молитва за других часто бывает выше, дороже для Господа, чем молитва только за себя. Конечно, вы можете спросить: а почему же Господь не может услышать тех, кто молится сам за себя, почему обязательно нужно, чтоб кто-то ходатайствовал за нас — ведь мы все одинаково грешные люди? Потому что, когда вы приходите в храм или становитесь на молитву, и ваше сердце болит за кого-то, и вы приносите свою страдающую мысль об этом человеке к Божьему престолу, вы в это время поднимаетесь к этому престолу, и душа ваша летит к Господу и не только сама поднимается туда, но она на далеком расстоянии может поднять и того человека, о котором вы молитесь. И значит, вы оба уже как бы не на земле, а над землей подняты, и тогда отступают наши земные законы и стихии, могут отступить и болезнь, и искушения, и тяжелые, страшные обстоятельства.

Каждый из вас, кто молился за своих друзей и близких, знает, какая это большая сила — молитва. Каждый знает: иногда можно ощущать, когда за тебя молятся. Вы, наверное, помните, во время войны было популярное стихотворение, и песня была: «Жди меня», и там человек, который воюет, говорит: «Ожиданием своим ты спасла меня». На самом деле это было не просто ожидание, а это была молитва, пусть даже бессознательная молитва за человека, который сражался за родину. И многие люди, не умея молиться, сердцем своим как бы поднимались к Богу. И Господь слышал их.

Вот поэтому, дорогие мои, каждодневно, когда мы с вами предстоим перед Господом, прежде всего, мы должны молиться о том, чтобы была Его воля, а во-вторых, мы должны молиться о людях, не уставать, не останавливаться, не лениться, потому что нет большей любви, чем та, которая проходит через молитву. Этим держится Церковь, Она стоит на вере и на любви людей. И если мы молимся друг за друга, мы тесно, братски и сестрински связаны между собой, потому что действует сила Божия, а не наши человеческие немощи.

И если вы видите, что не способны помочь человеку делом или словом, что невозможно отвести его беду, невозможно его излечить, то всегда помните, что у нас есть Господь и есть твердая и надежная опора — это молитва. Испытайте это на практике, проверьте, горячо и сильно молитесь за тех, кто вам дорог, и вы увидите, что ваша молитва, какая бы слабая она ни была, все-таки будет действенной, ибо в ней проявится сила Божия. И тогда мы с вами поймем и почувствуем, что мы сами виноваты в том, что Господь нам кажется далеким. Если мы будем призывать Его, молясь о близких, Он будет всегда с нами, мы будем всегда Его чувствовать. Он Сам сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, Я среди них, и что будете просить Отца во имя Мое, будет вам». Будем молиться, молитесь все за други своя, за близких своих, и познаете Божию любовь. Аминь.


Данный материал подготовила
Татьяна Зайцева редактор раздела Евангельских групп

Апостольское чтение: Неделя 4-ая по Пятидесятнице. Какой же плод вы имели тогда?

    Вы можете ответить на вопросы  в комментариях
Теги: , , , ,
  • Elizabeth

    Кто такой сотник? — Сотник = центурион, звание в римской армии.
    Что мы можем сказать о сотнике, о том, какой он человек, исходя из текста? Как сотник относится к Иисусу? — Кроме того, что он верит в Иисуса как в Бога, центурион ещё и осознаёт свою греховность, он не готов, как понятно из Луки, встретить Иисуса.
    Над чем властен Иисус с точки зрения сотника? — Над жизнью человека.
    Почему Иисус удивляется вере сотника? — Потому что тот римлянин.
    Как вы думаете, кто эти многие, которые придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковым в Царстве Небесном? — Христиане, не из еврейского народа.

  • http://vk.com/id339788076 Юрий Волков

    Сотник человек(военначальник) в подчинении которого как минимум 100 чел. Он заботлив к своим подчиненным,ценит и любит их.Сотник считает Христа своим Господином а себя по отношению к Нему рабом не достойным не только просить лично о чем то , приглашать в свой дом,но и просто приближаться к Нему,по-этому все отношения с Иисусом он строит и считает естественным через посредников.Но при этом вера его очень сильна,в то что Иисус хоть как то отреагирует на него.Сотник верит что Иисус властен над всем(болезнями.людьми.отношениями идр.).Иисус удивляется вере сотника потому что такое проявление веры могло быть только в Израиле,но никак не в Капернауме и это глубоко удивило Христа.Пришедшие с востока и запада это все те язычники, ставшие христианами после распространения веры Апостолами по всей земле.

  • http://vk.com/id339788076 Юрий Волков

    По единому слову Иисуса ситуация меняется я верю в это относительно всех библейских примеров.Я признаю Иисуса своим Господином слова которого должны безукоризненно выполняться(дай нам Господи слух сердца их слышать и силы исполнять волю Твою).У сотника можно поучиться:
    — любви к людям и заботе о рабах своих
    -глубокой бескорыстной и безусловной вере Богу
    — основанной на этой вере любви к Богу
    — Страху Божиему который позволяет осознанно видеть себя рабом его

  • Игорь

    многие это те, о которых сказано в Рим.2;14-15. Т.е. уверовавшие из язычников.