Сайт, посвященный евангельским группам в Православии

Неделя 10-ая по Пятидесятнице. Об исцелении бесноватого отрока

Татьяна Зайцева | Понедельник, Октябрь 23, 2017

  Евангельское чтение

Евангелие от Матфея глава 17

Об исцелении бесноватого юноши314 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

(Мф.17:14-23)

  Методический материал

Вопросы на понимание текста, для oбсуждения на основе отрывка

(при поиске ответов надо заглядывать в параллельные места:  Лк. 9:36-43, Мк.9:14-29)

  • Вспомните какой-нибудь эпизод. Где Бог творил чудеса по вере святых?
  • Как вы думаете, зачем отец юноши говорит Иисусу, что ученики не могли исцелить его сына?
  • Почему Христос отвечает отцу юноши именно так? 
  • Кто в этой ситуации проявляет недостаточность веры? 
  • Почему, как вы думаете, род бесовский изгоняется молитвою и постом? 
  • Что здесь имеется в виду под верой? 

Вы можете поделится своими мыслями в комментариях

Вопросы для индивидуального размышления

  • Как для вас лично связаны молитва, пост и вера?
  • Представьте, как изменилась бы ваша жизнь, если бы ваша вера была больше, чем сейчас.

Вы можете поделится своими мыслями в комментариях

_____

В евангельском чтении воскресенья (Мф.17:14-23) говорится об исцелении Иисусом бесноватого юноши, которого не смогли исцелить Его ученики. Причиной этого является, по словам Иисуса, слабая их вера: «Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». Эти слова по-прежнему злободневны. По мнению святых отцов и подвижников, молитвенников и старцев, на протяжении всей истории Церкви и в наше время — главная беда — маловерие. Отсюда наше бессилие в борьбе со злом — в нас и вокруг нас. И Господь указывает нам средство к нашему укреплению: «… только молитвою и постом». Апостольское чтение (1Кор.4:9-16) особо предостерегает нас от гордыни, тщеславия и самомнения о наших христианских якобы совершенствах. Апостол указывает нам путь духовного развития: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу».

_____

 


  Толкования

   Феофан Затворник, мысли  на каждый день года (книга)

Феофан Затворник«Сей род изгоняется только молитвою и постом». Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост — всестороннее воздержание, молитва — всестороннее богообщение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное. 

Читать дальше

Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост — и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост.

  Мысли митрополита Антония (Храповицкого), высказанные им в проповедях

Митрополит Антоний (Храповицкий)(Мр. 9:17-31). Беснование не грех, а испытание. В бесновании действие не зависит от человека. В нем две воли: одна служащая бесам, а другая противящаяся этому служению. Если сравнить бесноватого со многими теперь признаваемыми здоровыми, то мы должны признать, что бесноватый ближе к Богу, чем эти, так называемые нормальные люди. Он мучился и страдал от власти диавола над ним, а эти не страдают, хотя они одержимы бесом гордости и прочих страстей. 

Читать дальше

Теперь бесноватых в этом смысле, упорно одержимых страстями, не меньше, а больше, чем раньше. И они не плачут и не страдают от этой страшной власти. Бесноватых, как этот юноша, меньше среди теперешнего грешного общества потому, что последнее само служить диаволу и одержимый бесом не есть всем бросающееся в глаза исключение.

«Изыди из него и к тому не вниди». Диавол входит в человека и выходит и снова входит в него. Против него средство — молитва и пост.

Как силен пост. И как сильна молитва. Вдумайтесь в страшное явление одержимости человека бесом и сообразите, как далеки от истины и действительности осуждающие молящихся. Установление постов, это не расписание жизни и еды, но указание значения поста. Каждый должен помнить, что и он может впасть в руки диавола, и молиться, чтобы его не постигло беснование.



  Протоиерей Всеволод Шпиллер. Слово в 10-ую неделю по Пятидесятнице. Об исцелении бесноватого отрока. О горчичном зерне

Протоиерей Всеволод Шпиллер<…> Это было в то время, как о том говорится в сегодняшнем евангельском чтении, когда Господь Иисус Христос сошёл с Фаворской горы, когда только что совершилось Преображение Его плоти, явление славы Божьей на Фаворской горе. Вот они спускаются оттуда, внизу их ждут другие ученики, и дальше они идут уже все. Встречает их народ, толпа, и среди неё — несчастный человек, отец очень больного юноши, мальчика, который ещё от рождения оказался во власти злых духов, бесовской власти — одержимый. Он бросался всё время то в огонь, то в воду, Бог знает, что с ним происходило… Отец очень мучился за своего ребенка, так же, как и сам ребёнок мучился. И вот как раз после того, как ученики увидели Славу Божию, во всей Её красоте, самое прекрасное, что только может быть в мире, они видят ужасную картину одержимости этого мальчика, и страшное горе отца, который молит Христа: «Спаси и помилуй сына моего». Он уже обращался к ученикам, в ожидании Христа-Спасителя, просил их исцелить сына, но они не смогли.

Читать дальше

 

И вот Христос исцеляет этого мальчика, одержимого злым духом: «Доколе терпеть буду вас?» Изгоняет из него этого злого духа, мальчик исцеляется. Через некоторое время, когда уже ушли отец и исцелённый мальчик, ученики спрашивают Спасителя: «А почему мы не могли его исцелить? Он обращался уже к нам, и никто из нас не мог его исцелить. Почему?» На это Христос им отвечает: «Из-за вашего маловерия. Было бы больше веры и была бы она такой, какой она должна быть — исцелили бы». Как же это — «по вашему маловерию?» Разве они не верили в Бога, притом, больше чем другие? Разве они не верили во Христа так, как никто другой? Какую веру, братья и сёстры, имеет в виду Христос, когда говорит: «По вашему маловерию»? Мало у них было веры в собственные силы, облагодатствованные силой Духа Святого, силой Божией? Мало у них было веры в силу Божью, действующую здесь на земле почти всегда через людей, ту силу, которая была дана апостолам, да только они мало в нее верили. Это не в первый раз так было с ними. По их маловерию не совершалось чудо, не совершилось то, что могло бы совершиться, если бы они верили, как надо. Помните бурю на море? Помните, как апостол Пётр, которого позвал Христос во время той бури, пошёл к Нему, да не хватило веры и он стал тонуть? «Хоть Ты меня и зовёшь, хоть Ты и велишь мне это, Ты — Богочеловек с Божьей силой велишь мне, и Божью силу я видел столько раз, она действовала всегда вокруг нас в Тебе — а вот сейчас не верю, что она меня поддержит и я не утону.» И стал тонуть! Христос его обличил в маловерии… А потом были другие случаи, когда у них не хватало веры в силу Божию. Все чудеса, например, с хлебами — превращение пяти хлебов во множество, насытившее пять тысяч человек — то же самое! В тех случаях так же проявлялся недостаток веры в силу Божию, которая может совершить всё. Вот Христос и говорит: «По маловерию вашему в силу Божию не совершилось этого исцеления. А если бы была в вас вера с горчичное зерно, с самое маленькое зёрнышко из всех зёрен, какие есть, если бы была у вас вера вот с это горчичное зерно, так горы бы переставляли с места на место! Всё невозможное стало бы вам возможным. Что же это за вера, братья и сёстры, с горчичное зерно? И почему Христос именно горчичное зерно привёл в пример той веры, которая должна быть у людей; должна быть и у Его учеников, и у всех нас, чтобы совершалось в жизни нашей то, что должно совершаться с Божьей помощью, Божьей силой? Всё то хорошее, к чему мы стремимся, чего мы хотим, самые высокие цели, которые мы перед собой ставим, окажутся достижимыми, если будем иметь такую веру с горчичное зерно. Что это такое — горчичное зерно? И какая это вера, которая должна быть похожа на него? Это горчичное семечко — зерно, оно самое маленькое, но из него вырастает большое, тенистое, сильное дерево, необычайно сильное, потому что внутри этого зернышка есть особенная сила, обладающая особенной жизнеспособностью. Самое маленькое ядро этого самого маленького зерна оказывается обладает необычайной, животворящей, живоносной силой. Такой и должна быть наша вера в Бога и в Его силу, всегда здесь действующую. Именно такой! И тогда будем переставлять горы с места на место и, по слову Христа, невозможное окажется для нас возможным. Такая должна быть вера в силу Божью, которая помогает нам, нас облагодатствует и делает нас настолько сильными. Какие бы в жизни мы ни ставили — пусть самые маленькие — цели, мы говорим о том, что они неисполнимы, не верим ни в собственные силы, ни в силу Божью, которая нам могла бы помочь, если бы мы захотели верить в неё так, как надо. Для того, чтобы какое-нибудь дело сделать маленькое, как горчичное зерно, мы хотим иметь веру, которая была бы похожа на гору, а нужно как раз наоборот. Нужно, чтобы вера наша была бы сильной-пресильной, и тогда самые большие цели нашей жизни, самые трудные задачи, которые перед нами стоят, будут осуществимы. Этот живец веры, внутреннее ядро нашей веры, должно быть таким. Мы свою веру облекаем Бог знает в какие оболочки. Эта вера превращается из маленького зерна, обернутая в эти оболочки, Бог знает в какую величину, а в сущности, внутри-то силы настоящей нет. Вот, братья и сёстры, чему нас учит сегодняшнее Евангелие, о какой вере говорит Христос и какую веру в силу Божию, нам споспешествующую во всех наших делах, Он от нас требует и ожидает. Потщимся, попробуем вслушаться во всё то, о чём учит Евангелие о вере, и попробуем нашу веру, братья и сёстры, сделать посильнее, чтобы внутреннее ядрышко веры было похоже хоть сколько-нибудь на ту силу, которая кроется в ядре горчичного зерна. Аминь.

    Архиепископ Никифор (Феoтокис).  Толкование на Евангелие в 10-yю неделю по Пятидесятнице.

Архиепископ Никифор Феoтокис (в миру Николай Петрович Никольский)Богоглаголивые Апостолы не объявили ни о роде, ни об отечестве, ни о Богослужении, ни о состоянии сего человека, который приходил ко Иисусу и, преклонив колена пред Ним, просил его исцелить сына своего единороднаго, якоже свидетельствует священный Лука (гл. 9, 38). Умолчали же о сем, яко о ненужном и нимало не касающемся величия чуда и душевной нашей пользы. Приступил убо отец отрока ко Иисусу Христу, и кланяяся просил Его, говоря: Господи! помилуй сына моего, яко на новы месяцы беснуется, и зле страждет. Каковы же были болезни новомесячнаго беснования, о коих Евангелист Матфей умолчал, описывает подробно Божественный Марко, свидетельствуя: и идеже колиждо имет его, разбивает его, и пены тещит, и скрежещет зубы своими, и оцепеневает (гл. 9, 18). Богоглаголивый же Лука придает к сему и вопль, и пену, и сокрушение: и се дух емлет его, и внезапу вопиет и пружается с пенами, и едва отходит от него, сокрушая его (9, 39). Люди, видя тогда, что болезнь сия случилась тогда, когда было полномесячие, верили, что луна сей болезни была причиною; почему лунатиками называли тако страждущих.

Читать дальше

 

Однако луна, свидетельствует Божественный Златоуст, несть вина луннаго беснования; но бесы, замечающие лунные времена, в полномесячии нападали на человеков, да покажут, что дела Божия суть виною их несчастия (Злат. в бесед.). Приметь, что многое имеет сходство новомесячное беснование с болезнию, которую называют врачи падучею болезнию. Ибо что пишут два Евангелиста о сих луннобесных, то же самое видим и до ныне страждущих падучею болезнию. Хотя же врачи и утверждают, что падучая болезнь есть болезнь естественная, так как горячка, корчение жил, истерика и другия болезни, — а наипаче потому, что некоторые из них посредством врачебнаго искусства исцелили, как говорят, некоторых страждущих падучею болезнию: — однако из того, что повествуют Евангелисты, явствует, что бес мучил новомесячною болезнию страждущаго (Смотр. о пад. болез. Тиссот.). И так что принять надобно за истину? Мы, вопервых, видим, что подверженные падучей болезни не токмо страждут во время полномесячия, но и во всякое другое время, и иные редко, иные же часто падают; иные токмо каждаго месяца, другие в каждую неделю; одни в каждый день, а другие и на день часто. Убо следует, что другая болезнь есть новомесячная, а другая — падучая, хотя и имеют оне сходство. Во вторых же, что хотя и положим, что новомесячная болезнь есть падучая и следственно естественная; но из сего не следует, что бес не мучил таковою болезнию повествуемаго в нынешнем Евангелии. Ибо диавол, по Божескому попущению, бывает причиною различных естественных болезней для человеческаго наказания. Глухота и слепота суть естественныя болезни: однако мы видим, что бес оных был причиною в немом и слепом, которых исцелил Иисус Христос. И се, свидетельствует священное Евангелие, приведоша к Нему человека нема, то есть не могущаго говорить, беснуема: и изгнану бесу, проглагола немый (Матф. 9, 32 и 33). И на другом месте: тогда приведоша к Нему беснующася слепа и нема: и исцели его, яко слепому и немому глаголати и глядати (гл. 12, 22). Болезнь и Иовля, хотя казалась естественною, однако была искушение и мучение диавольское. Мудры убо и достойны похвалы суть те христиане, которые, когда приключится им болезнь, немедленно призывают не токмо врача, да подаст им врачебные составы, но и священника, да принесет о здравии их прошения и молитвы. Но обратим внимание теперь и на прочее, что говорил отец отрочате. Ужели по неверию так сказал отец на новый месяц беснуемаго, уничижая учеников Христовых, или по простоте сердца и желая показать, что поелику те не могли, для того и пришел ко Христу, яко Всемогущему? Он пришел к Иисусу Христу с весьма малою верою, и более искушая, нежели веруя; ибо сказал Иисусу: аще что можеши, помози нам (Марк. 9, 22). А если бы имел веру твердую и горячую, не сказал бы сего, но прямо бы веровал, что Иисус вся может, яко Бог всемогущий. И из ответа Иисусова к нему видно, что Он сказал сие, презирая учеников Его, и не доверяя, чтоб они могли исцелить того. Вот же какой ответ Господа Иисуса: Негодует кроткий и смиренный сердцем, и обличает беззлобный (Матф. 11:29). Виждь же мудрость Боголепную и снисхождение Божественное: поелику всеобщее обличение есть легчайшее и сноснейшее пред частным и личным, то и говорит к нему вообще. Ибо не сказал: о неверный и развращенный! но: о роде неверный и развращенный! относя обличение к тамо сущему народу, или ко всему Иудейскому роду; почему и сие присовокупил: доколе буду с вами? доколе терплю вас? означая, что приближалось время страдания и смерти Его, и что лучше соглашается терпеть страдания и смерти Его, нежели их неверие и развращение. И сие было правосудия Его дело; поелику же хвалится милость на суде (Иак. 2:13), умилосердяся над страждущим, приведите Ми, сказал, его семо. Евангелист Марко показал здесь некоторые случаи, о которых священный Матфей умолчал. Вопроси Иисус, пишет Марко, отца в новомесячии беснуемаго: колико времени есть, с котораго сын его страждет (гл. 9, 21)? Тот же ответствовал: издетска. И сей вопрос предложен был для ответа: ибо ответ показал болезнь долговременную, долговременныя же болезни суть неудобоизлечимы, по мере продолжения времени. Кроме сего, пишет той же Марко, что отец больнаго сказал: но аще что можеши, помози нам, милосердовав о нас (ст. 22). Сии слова показывают сомнительность и маловерие. Иисус же рече ему: еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему (ст. 23). Сие показывает всемогущество горячности веры. Вся, говорит, возможна верующему: акибы так сказал, что если бы ты веровал, ты сам бы сына твоего исцелил. (Злат. в бесед.) Сие же услышав, отец отрока возопил со слезами, говоря: верую Господи! помози моему неверию (Марк. 9, 24). Слова Господни, как видно, привели его в покаяние в разсуждении прежняго маловерия; ибо слезы его суть доказательством покаяния. Потом показывает сей Евангелист, что когда Иисус запретил духу нечистому, тогда тот вопил и много мучил больнаго, наконец изшел из него. И бысть яко мертв, яко многим глаголати, яко умре (ст. 26). Богоглаголивый же Лука присовокупил, что дух мучил больнаго еще прежде запрещения: еще же, пишет, грядущу ему, поверже его бес и стрясе (Луки 9, 42). Сему же попустил быть Иисус не для любославия, акибы Он, когда увидел, что стекся мног народ, запретил бесу (Злат. в бесед.): но для самого отца его, то есть, чтобы он, видя беса, трясущагося от единаго воззрения и запрещения Иисусова, хотя бы ради сего поверил имущему быть чуду. Но что сказал Иисус, запрещая бесу, сие показал нам Марко, говоря: запрети духу нечистому, глаголя ему: душе немый и глухий! Аз ти повелеваю, изыди из него, и ктому не вниди в него (гл. 9, 25 и 42). А Лука повествует, что по исцелении отдал его отцу его. И сие правильно было; ибо чрез все время, когда больный был мучим, не был во власти отца своего, но под властию мучащаго беса. Исцелив убо, отдал во власть отца его. Праведно изумевали ученики, не могше изгнать того беса, и тако вопрошали: почто? Ибо наперед сего, даде им власть Иисус на дусех нечистых, яко да изгонят их, и целити всяк недуг, и всяку болезнь (Матф. 10, 1). Почему и размышляли о данной им благодати чудотворений, не отъята ли оная от них? Не того убо ради, что они стыдилися, не явно вопрошали его; но того ради, что вопрос был о великом и неизглаголанном деле, спрашивали Его наедине (Злат. в бесед.). Из чего заключаем: первое, что как приявшие дар пророчества не всегда и о всем пророчествуют, так и приявшие благодать чудотворения не всегда и во всем чудодействуют. Второе, что бывает препятствием для соделания чуда или маловерие и сомнение чудодеятеля, или недостоинство ищущаго чудеси. Сие подтверждает следующий Господень ответ: Святые Апостоли не были неверными, но усумнилися тогда и впали в недоверчивость о том, могут ли изгнать таковаго сильнаго беса. Сие маловерие и хладную их веру назвал Христос неверием: за маловерие же и отец больнаго был недостойным благодеяния (Злат. в бесед.) Что же хладную их веру назвал неверием, сие явствует из того, что немедленно присовокупил и дела горячия веры. Если бы имели вы, сказал Он, веру горячую, каково есть зерно горушно, горы бы с места на место могли преставлять, и ничтоже вам будет невозможно. Хотя же таковое чудо и не писано есть в повествованиях о святых Апостолах; однако Божественный Златоустый заметил сие: глаголются же по сих, сиречь Апостолах, святые нецыи, оных (Апостол) низшие добродетелию и саном, яко и горы, егда нужда бе, преставиша. Не сказал же Господь, подлинно преставят горы; но ежели нужда потребует, могут и сие творить. Если же гор не преставляли, то сего не сотворили не потому, что не могли, но потому, что никакой не было нужды. Вероятно же, что было когда-либо содеяно и таковое чудо, но только не написано; ибо не все бывшия чудеса писаны суть. Научив же Господь, какую имеет силу горячая вера, присоединил и то, какия суть противу бесов оружия, говоря: Сей род: какой? Род бесовский. Заметь, что не сказал: сей род исходит молитвою и постом, но: не исходит, токмо молитвою и постом, — да покажет, что из всех прочих добродетелей единая молитва и пост суть оружия вернаго противу бесов (Злат. в бесед.). Для уврачевания же беснуемых нужно поститься и молиться не токмо врачу, но и страждущему. Итак Иисус Христос неверие отца того отрочате исцелил обличением, маловерие учеников — показанием действий горячия веры, бесовский недуг страждущаго на новомесячия — запрещением, показав купно и средство, чрез которое верные могут изгонять бесы. Потом предрек и о страдании и воскресении Своем. Совершив Иисус показанныя чудеса, изшед от того места, якоже пишет Евангелист Марко, иде со учениками Своими сквозь Галилею. Тамо, в Галилеи, живя, предсказал Он ученикам Своим о предании Иудином, о страдании и смерти Своей, дабы при событии сего нечаянность таковая не возмутила их (Мк. 9:31): поелику же сие предсказание достодолжно их опечалило, то предвещает им и тридневное Свое воскресение, да уменьшит печаль их сердечную.

 

См. толк. Мф. 17, ст. 24


  Схиархимандрит Авраам Рейдман. Слово в 10-ую неделю по Пятидесятнице. О молитве, сдвигающей гору греха

Схиархимадрит Авраам (Рейдман)После того, как Господь наш Иисус Христос чудесным образом явил на горе Фавор Свою Божественную славу ближайшим ученикам, которые впоследствии стали свидетелями и Его страданий, Он спустился вместе с ними к остальным апостолам. Там Спаситель узнал, что за время Его отсутствия произошло событие, которое как бы унижало Его учеников и бросало на них тень, а таким образом, косвенно и на Него Самого (конечно, только с точки зрения обычных человеческих понятий). «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (ст. 14–16). Отсутствовал не только Сам Спаситель, для Которого нет ничего невозможного, но и самые близкие, самые ревностные Его ученики: Петр, Иаков и Иоанн. Когда же к другим ученикам Господа привели бесноватого юношу, то у них не хватило веры для того, чтобы исцелить его. Впрочем, и у самого отца отрока ее также оказалось мало. 

Читать дальше

 

Об этом мы узнаем из Евангелия от Марка: «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9, 23–24). Видимо, юноша был совершенно невменяем, поэтому чудо могло совершиться только по вере его отца. Значит, вина не только учеников, но и самого просителя заключалась в недостатке веры. Евангелие от Матфея эту подробность опускает, поэтому и мы не будем рассуждать о неверии отца отрока, а коснемся именно того, о чем рассказывает сегодняшнее евангельское повествование – маловерия учеников Спасителя. «Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда» (ст. 17). Слова Спасителя «о род неверный и развращенный» – это упрек не только ученикам, но и тем людям, которые хотят чуда, но не имеют необходимой для его совершения веры. Это упрек тем, кто желает получить что-то от Бога, но для Него ничего не хочет делать. «О, род неверный и развращенный!» Бог нужен нам только для того, чтобы нам хорошо жилось. Мы хотим иметь все земные блага, прежде всего здоровье и благополучие, хотим жить беспечальной, почти блаженной жизнью. Но потрудиться для Бога мы не хотим, ни к чему не хотим себя понудить. Может быть, в данный момент у нас и не хватает веры. Однако трудясь на ниве духовной, особенно понуждая себя к молитве, посту, покаянию, участию в богослужении, совершению добрых дел и, наоборот, отвращаясь от греховных помыслов и пожеланий, противясь демонам, искушающим нас, и собственному падшему естеству, мы могли бы постепенно приращивать и увеличивать свою веру. Так поступали люди во все века от сотворения мира. Святые не в одно мгновение достигали такого состояния, что могли творить чудеса. Не от рождения, не едва научившись говорить, они приобретали такую веру. Значит, необходимо понуждение себя, необходим труд. А мы хотим получать плоды веры, трудиться же для возделывания этой веры не имеем никакого желания и не проявляем в этом никакого усердия. Если мы так нерадивы и безразличны к Богу, что относимся к Нему только как потребители, желающие от Него одних земных благ, а не как любящие Его, то и к нам относится обличение Спасителя: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Как совершенный Бог, ни в чем и никогда не претерпевающий изменений, Господь Иисус Христос, конечно, пребывает в состоянии безграничной, ничем непоколебимой любви ко всему творению. Поэтому, произнося эти слова обличения, Он негодовал только как Человек. Спаситель никогда не совершил никакого греха, Его негодование – справедливое, святое. Глядя на поведение Господа, как оно изображено в Святом Евангелии, мы научаемся не только кротости и смирению, но и ревности – святому гневу, святому негодованию. Прекрасно негодовать на свое нерадение. Если мы стяжем это негодование, прежде всего по отношению к самим себе, то это будет означать, что мы уже приступили к делу исправления себя, к духовному труду. «Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (ст. 17–21). Для того, чтобы апостолы смогли совершить чудо исцеления, у них должна была быть особенно твердая вера, ибо отец отрока не имел достаточной веры. Однако и у них ее не оказалось. Апостолы, вероятно, боялись, чтобы Господь не обличил их при всех, а потому спросили Его наедине, почему они не смогли исцелить юношу. Наверное, они ожидали услышать объяснение, которое бы их оправдывало, объясняло, что они не виноваты, что есть какая-то особенная причина их неудачи. Но Господь, желая, чтобы они получили пользу и исправились, прямо сказал, что никакой внешней причины, никакого оправдания или извинения нет, виноваты только они сами, и чуда не произошло по их неверию. «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно <…> ничего не будет невозможного для вас». Самая малая вера, уподобляемая мельчайшему, едва заметному зерну, делает человека способным совершать чудеса. Господь внимает молитве верующего. Если мы внимательно посмотрим на самих себя, то мы увидим, что наша молитва слаба и немощна, и мы поймем, что у нас действительно нет веры «с горчичное зерно». Наша вера, конечно, меньше, чем у апостолов, которых обличил Спаситель. Она едва-едва в нас теплится. Поэтому в конце XX столетия так мало бывает чудес – оскудела вера в людях. Еще апостолами и древними святыми отцами было предсказано, что в последние времена спасительная благодать Божия будет действовать в Православной Церкви, Православие и праведники будут существовать до кончины мира, но чудеса исчезнут, потому что иссякнет вера. В наше время, кажется, даже праведные люди не имеют той веры, какую имели в древности иные падшие грешники. Известен такой необыкновенный случай. У одной женщины умерли один за другим два сына, остался третий, которым она, естественно, чрезвычайно дорожила. Но и он тяжело заболел. Когда она несла его в город к врачам, он умер. Мать была в неописуемом горе и плакала над телом умершего отрока. Вдруг она увидела блудницу, которая проходила мимо того места. В отчаянии женщина обратилась к ней с необыкновенной просьбой: «Помолись, чтобы Господь воскресил моего сына». Блудница ужаснулась и сказала: «Как я могу просить о таком, когда я только что согрешила и еще даже не омылась от греха?» Но мать отрока так настаивала и умоляла ее, что сердце блудницы дрогнуло от жалости, она не смогла отказаться и встала на колени для молитвы. Вдвоем они стали молиться о том, чтобы произошло чудо воскресения. Один великий подвижник, столпник, духом увидел, как по молитвам этой блудницы благодать Святого Духа сошла на отрока и воскресила его. Чудо было столь великим и потрясающим, что даже душа блудницы преобразилась. Она покаялась, пошла в монастырь и окончила свои дни в покаянии. А отрок, восставший из мертвых, впоследствии стал знаменитым святителем. Вот какая вера была в те времена даже у падших людей! Наши же душа и ум настолько извратились, исказились лукавством, что в нас нет простоты. И при таком своем необыкновенном лукавстве и гордости мы желаем чудес и просим их у Бога! Мы должны были бы просить Его наказать нас в этой жизни за наши грехи, чтобы в будущей быть помилованными, а мы просим чудес, просим благополучия, безмятежной жизни, считая, что мы вполне этого заслуживаем. Мы удивляемся, возмущаемся и ропщем, если не получаем того, что нам кажется необходимым для спокойной, беспечальной жизни на земле. «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (ст. 20–21). Господь обличил Своих учеников не для того, чтобы оскорбить их, но для того, чтобы показать, как им исправиться, как изгнать из себя неверие, это бесовское наваждение, которое мучает человека, отводит от Бога, преграждая его уму путь к Богу. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом». Ни чтением книг, ни рассуждениями, ни доказательствами, ни беседами с мудрыми людьми, но молитвой и постом. Если и есть такие мудрые люди, которые имеют необыкновенно твердую веру и могут наставлять других, то и они стяжали веру молитвою и постом. Под молитвою здесь имеется в виду молитва непрестанная, потому что в другом месте Господь говорит: «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21, 36). Пост тоже имеется в виду непрестанный, не в том смысле, что мы никогда не должны вкушать скоромную пищу, а в том, что нам необходимо постоянное воздержание в пище. Мы не всегда постимся в строгом значении этого слова, но следить за своим чревом и в зависимости от своего телесного состояния ограничивать себя в пище нам необходимо всегда для того, чтобы от объедения не затуманивался наш разум. Разве можно, поддаваясь страсти чревоугодия, иметь бодрый, трезвенный ум и упражняться в непрестанной молитве? Тот, кто хоть сколько-то пытается молиться, понимает, что если человек поддался греху объедения (а все мы ему иногда поддаемся, может быть, даже нечаянно), то молиться ему, как и заниматься любой умственной деятельностью, бывает очень трудно. Значит, для непрестанной молитвы необходимо разумное, посильное, но постоянное воздержание в пище, во сне и во всем, что касается потребностей тела. Святые отцы сравнивают наше тело с вьючным животным: мы должны давать ему необходимое, чтобы оно нам служило, но в то же время не давать ему лишнего, чтобы оно было нам покорным. Тогда мы сможем сохранять непрестанную молитву. Если мы будем всегда повторять про себя краткую Иисусову молитву, понуждая себя ко вниманию и к покаянию в меру данного ему от Бога преуспеяния, то, может быть, эта молитва явится тем самым горчичным зерном, благодаря которому мы сможем и горы передвигать, и совершать самые как будто бы непосильные дела. Разве Иисусова молитва не меньше всех молитв? Но если мы будем в ней усердствовать, то благодаря вниманию и покаянию ее действие будет в нас усиливаться. Благодаря этому горчичному зерну – Иисусовой молитве – мы сможем делать то, что раньше казалось нам совершенно невозможным, столь же трудным, как сдвинуть гору. Конечно, едва ли кто-то из нас достигнет дара чудотворения: мечтать об этом было бы безумием и признаком гордости. Однако в наших силах достигнуть состояния истинных, деятельных христиан, которые не просто верят, но и могут совершать дела веры. И каждый из нас обязан стремиться к тому, чтобы прийти в такое состояние. То, что вчера казалось нам невозможным, столь же неподвижным, как гора, сегодня благодаря покаянию и Иисусовой молитве мы сможем сдвинуть с места, и для нас не будет уже ничего невозможного в делании добродетелей. Аминь.

24 августа 1997 года

 

   Митрополит Антоний Сурожский
Слово в 10-ю неделю по Пятидесятнице. Исцеление бесноватого отрока
 

В сегодняшнем Евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, что они чувствовали, что не в состоянии накормить народ, который окружал Христа; и спросили Его: почему? Почему они так бессильны? Почему они не могут помочь тем, которые с такой надеждой к ним приходят?  

Читать дальше

И Спаситель две вещи сказал. Сначала, до их вопрошания, Он сказал: приведите больного мальчика ко Мне… Это первое, что каждый из нас в состоянии сделать. Когда перед нами нужда, болезнь, отчаяние и растерянность, мы так часто стараемся своим умом помочь; и порой, в какой-то мере, мы это можем сделать. Но в конечном итоге, предельная гармония, цельность человека может быть восстановлена только Самим Богом. И поэтому мы должны помнить, что мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу, стать настолько прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли бы в общение со Христом, потому что мы их за руку к Нему привели – но только.

Второй вопрос был поставлен конкретно учениками: почему мы не смогли его исцелить?.. – Потому что не хватило веры. Не веры в то, что у них есть сила это сделать, а веры в то, что Бог может это сотворить, и что роль ученика в том, чтобы распахнуть как можно шире дверь для Бога, чтобы Он мог вступить в жизнь и сотворить чудо.

Но для того, чтобы быть способным так поступить, как Спаситель им сказал, надо пройти путем молитвы и поста. Не поста в том смысле, в котором мы о нем говорим так часто: воздержание в пище: а поста в том основном смысле, в котором святые отцы понимают это слово: отказ – или, вернее, свобода – от всего того, что нас порабощает; свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу и быть способными к Нему обернуться, и слушать, в глубинах нашего бытия, Его животворящее слово.

В этом и заключается, в конечном итоге, молитва: в том, чтобы мы, стряхнув с себя все узы, забыв про землю, про небо и про себя, стали перед Богом в глубоком молчании, слушая, вслушиваясь всем нашим существом в Его присутствие, в Его безмолвие, в Его слово животворящее, и отвечая Ему порой только одним словом: Аминь! Да, Господи, приемлю, да!..

И не напрасно в конце этого отрывка говорит нам Христос о том, что Ему через несколько дней надлежит быть переданным в руки человеков, которые озабочены только землей, и что они Его убьют, потому что такой свидетель свободы в Боге невыносим для них. Это предел того, к чему Он зовет учеников: отрекитесь от себя до конца! Уйдите в Бога до конца, – тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем людям, для которых Бог чужд, в которых не живет подлинная жалость и любовь. Следуйте Моему примеру; возьмите свой крест и последуйте за Мной – но без страха! Потому что Я никуда вас не поведу, никаким путем, каким Я Сам не прошел, и этот путь, через крест, ведет к Воскресению.

Аминь!  

 

Данный материал подготовила
Татьяна Зайцева редактор раздела Евангельских групп

  Вы можете ответить на вопросы в комментариях

Теги: , , , , , , ,
  • Вера

    Если бы вера была больше, то я совсем бы не беспокоилась, и молитва бы жила со мною всегда. И наверное, не раздражалась бы, зачем, все каждому в свое время и каждый волен делать свой выбор. А я бы любила и молилась и доверяла Ему. И м.б. была бы милосерднее, ведь ничего не страшно, что сделает мне человек или микроб, если все в Его руках?
    Всем милости Божией.

  • Гость

    Тоже макроб!